Ссылки для упрощенного доступа

Человек недели - китайский правозащитник и политзаключенный Ху Цзя


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шароградский.



Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода китайский правозащитник и политзаключенный Ху Цзя, который стал лауреатом присуждаемой Европарламентом премии имени Сахарова. Ху Цзя родился в 1973 году в семье студентов, сосланных в отдаленную провинцию в годы культурной революции. Окончил Пекинский университет экономики и торговли. Участвовал в нескольких экологических проектах. С 2000 года занимается защитой прав ВИЧ-инфицированных в Китае. В 2003-м выступил в поддержку политических заключенных. В 2007-м с помощью веб-камеры участвовал в слушаниях Европейского парламента по правам человека в Китае. Опубликовал в интернете статьи о положении тех, кто пострадал при подготовке Олимпиады в Пекине. Несколько раз задерживался полицией. В декабре прошлого года был арестован и приговорен к 3,5 годам заключения по обвинению в призывах к свержению государственного строя. Человека недели представляет мой коллега Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Правозащитника Ху Цзя называли в числе основных претендентов на Нобелевскую премию мира этого года, и, как утверждают многие западные средства массовой информации, официальный Пекин оказывал серьезное давление на нобелевский комитет, чтобы не допустить вручения этой премии китайцы-диссиденту. В этот раз, вместе с угрозами депутатам Европарламента резко ограничить контакт КНР с профсоюзом, Пекин предложил и пряник, заявив прямо накануне присуждения премии имени Сахарова о либерализации (весьма, правда, скромной) правил работы иностранных корреспондентов в Китае. Не помогло. Президент Европейского парламента Ханс-Герт Поттеринг открыто заявил: премия Европейского союза присуждается в Страсбурге, а не в Пекине.


Активно защищавший права ВИЧ-инфицированных в Китае, много писавший о том, что августовская олимпийская фантасмагория построена на фундаменте из притеснений, слез, арестов, пыток и крови, Ху Цзя сидит в тюрьме, его жена с малолетним ребенком – под домашним арестом. Так было, кстати, и в августе, когда на церемонию открытия Олимпиады в Пекине собрались лидеры всех ведущих западных держав, но ни один из них не произнес имени Ху Цзя или других правозащитников, отправленных за решетку перед Пекинскими Играми. В декабре исполнится 30 лет знаменитому третьему пленуму ЦК КПК, на котором была провозглашена политика реформ и открытости, сделавшая Китай таким мощным, каким он стал сейчас. Почти столько же времени продолжаются споры о том, что важнее – сохранение стабильности ради устойчивости экономического развития или демократические реформы ради защиты прав человека. Побеждают сторонники линии на стабильность. Поведение западных стран накануне и во время Олимпиады – тому свидетельство. И нельзя сказать, что эта линия не подкреплена серьезнейшими аргументами. Но тем, кто считает такой путь взаимоотношений с Китаем единственно правильным, стоит помнить и о другой грядущей круглой дате – 20-летии кровавых событий на площади Тяньаньмэнь. Ху Цзя об этой дате никогда не забывает.


XS
SM
MD
LG