Ссылки для упрощенного доступа

От супермаркетов до металлургов: кругом должны


Легендарные долги «Газпрома» в прошлом году превысили его прибыль всего в полтора раза
Легендарные долги «Газпрома» в прошлом году превысили его прибыль всего в полтора раза

Объем золотовалютных резервов России сократился еще на 15 миллиардов и составил 515 миллиардов долларов, сообщил в прошлый четверг Центробанк. Внешний долг страны, по данным Счетной палаты, достиг 560 миллиардов долларов, впервые за последние годы превысив объем валютных резервов. Более 90% долга приходится на компании и банки.


Вне кризисных условий успешный бизнес без труда может получить новый кредит, чтобы расплатиться по взятому ранее, не тратя на это собственные средства. Так оно и было вплоть до недавнего времени. На фоне бурного роста национальной экономики крупные российские компании легко получали займы в зарубежных банках. Причем нередко для финансирования долгосрочных проектов использовались «короткие» кредиты с расчетом на последующее перекредитование — долгосрочные линии обошлись бы дороже, объясняет аналитик международного рейтингового агентства Standard&Poor's Елена Ананькина.


Но сейчас получить новый кредит почти невозможно не только за рубежом, но и в российских банках. И хотя общая сумма долга компании может быть не так уж велика, погашать ее нужно быстро — но зачастую нечем.


По данным ЦБ на 1 июля 2008 года общий внешний долг российских компаний (за вычетом банков) составляет 295,5 миллиарда долларов, напоминает Елена Ананькина. Если сравнивать с объемом ВВП страны — 1,3 триллиона долларов — это не так уж много. Главная проблема в том, что почти треть корпоративного долга, 92,9 миллиарда долларов, имеет сроки погашения до одного года, то есть расплачиваться предстоит в ближайшие месяцы, до середины 2009 года. Государство выделяет ВЭБ 50 миллиардов долларов, чтобы тот перекредитовал заемщиков и преобразовал таким образом внешние долги во внутренние.


В рознице деньги есть


Расширение бизнеса многих крупных компаний обычно финансируется именно за счет кредитов. Наиболее характерный пример — сети магазинов розничной торговли. Считается, что теперь, когда источники заимствований почти закрыты, торговые компании оказываются в более уязвимом положении, чем, например, нефтегазовые или металлургические.


Это не так, возражает руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина: в той же торговле продуктами питания всегда есть поток наличности, доля кредитных денег минимальна. Да и в целом долговую нагрузку розничных операторов нельзя назвать критической, полагает аналитик, на внешнюю задолженность приходится лишь 2-2,5 миллиарда долларов, остальное — внутренняя. «Десять-пятнадцать крупнейших российских ритейлеров, создавших эффективные торговые сети, сейчас могут просто свернуть программы открытия новых магазинов, на которые, собственно, и требовались заемные деньги, — поясняет Загвоздина. — А их собственный поток наличности позволит не только безбедно существовать, но и обслуживать долги».


Но российские торговые компании все-таки обратилась за помощью к правительству, и получили обнадеживающий ответ. «Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку было дано указание предоставить девяти крупнейшим российским ритейлерам кредиты на пополнение оборотных средств», — напоминает Наталья Загвоздина. Благодаря частичному рефинансированию долгов банками ритейлерам не придется отвлекать оборотный капитал, необходимый для поддержания ассортимента на полках.


Тем не менее, в отдельных магазинах нынешние проблемы их владельцев видны невооруженным глазом. Как правило, это характерно для не самых больших игроков, которые в недавнем прошлом расширялись слишком быстро, не заботясь о внутренней эффективности бизнеса, и теперь имеют сложности с обслуживанием накопленного долга. В качестве примеров Наталья Загвоздина приводит компании «Алпи», «Вестер», «Самохвал». «Либо их имущество перейдет к банкам-кредиторам и те его распродадут, либо бизнес частично или полностью выкупят более крупные игроки, если найдут финансирование», — перечисляет наиболее вероятные варианты развития событий аналитик.


На некоторых региональных сетях негативно сказывается и состояние дел в банках, которые их кредитуют или обслуживают. Это уже связано с тем, что российской банковской системе не хватает ликвидности. «Даже имея наличность, банки предпочитают не кредитовать клиентов, поскольку никто не представляет, какова реальная стоимость денег в нынешней ситуации», — отмечает Загвоздина.


Спасение металлургов — дело покупателей


Долги — нормальная составляющая любого, даже очень успешного крупного бизнеса. Другое дело, насколько большие. Для определения максимально допустимой долговой нагрузки нередко руководствуются соотношением общей суммы долга к объему текущей прибыли компании — хорошо, если оно остается в пределах 3:1, то есть задолженность превышает текущую прибыль не более чем втрое.


Еще недавно почти все нефтегазовые и металлургические компании в этот «норматив» укладывались с запасом. «Даже у "Газпрома", о долгах которого ходят легенды, в 2007 году они превысили текущую прибыль лишь в 1,5 раза», — отмечает Елена Ананькина из Standard&Poor's.


Не превышает критического уровня и текущая долговая нагрузка крупнейших российских металлургических компаний, говорит руководитель аналитического управления ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. «Традиционно долговая нагрузка в отрасли была низкой, а благоприятная до недавнего времени конъюнктура на мировом рынке и, соответственно, высокая рентабельность позволяли металлургам снижать этот показатель до уровня даже меньше единицы», — разъясняет он.


Но в последние месяцы в США и Западной Европе спрос на металлургическую продукцию заметно сократился. Особенно это заметно в автомобильной индустрии, где многие производители понизили прогнозы по продажам на 2008 год. В России, по словам Парфенова, этот процесс только начинается, но и строители, и девелоперы уже активно сокращают объемы потребления продукции металлургии. А уже через 2-3 месяца процесс может проявиться и в автомобилестроении: только что эксперты снизили прогнозы объемов продаж автомобилей России на 10%.


По оценке Дмитрия Парфенова из «Проспекта», из неполных 300 миллиардов долларов внешней задолженности российских нефинансовых компаний на долю металлургии приходится примерно 15%. Причем более высокая долговая нагрузка характерна, скорее, для не самых крупных компаний, не «доросших» до работы на мировом рынке.


Но в любом случае поддержку государства целесообразнее ориентировать не на саму отрасль, а потенциальных покупателей, полагает аналитик. «От 30 до 50 процентов продукции российской металлургии идет на экспорт, — объясняет эксперт, — с этим сегодня свои проблемы. Но если и в России спрос упадет, металлургам придется сокращать и объемы производства, и, соответственно, персонал». Поэтому проще и эффективнее кредитовать не сами металлургические компании, а прямых потребителей их продукции, заключает Дмитрий Парфенов.


XS
SM
MD
LG