Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Почему люди верят в Бога


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Сергей Тарасов: Ученые Оксфордского университета приступили к широкомасштабным междисциплинарным исследованиям, цель которых – найти научный ответ на вопрос, издревле волнующий человечество: почему люди верят в Бога? С руководителем проекта, психологом Джастином Барреттом, только что побеседовала наш корреспондент Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Исследования, которые проводят Центр науки и религии и Центр антропологии Оксфордского университета, стали возможны благодаря гранту в два миллиона фунтов. Проект рассчитан на три года и включает как научные теоретические разработки, так и полевые исследования с привлечением респондентов разного возраста, образованности и социального статуса. Ученые вовсе не намерены ответить на вопрос, существует ли Бог. Их задача: с привлечением широкого комплекса гуманитарных и естественнонаучных дисциплин выяснить, является ли вера в некое высшее существо или незримый дух естественным, свойственным человеческой ментальности явлением или же это продукт воспитания или социальной эволюции. Это чисто научный проект, реализация которого предполагает привлечение методов этнологии, эволюционной биологии, психологии, неврологии, лингвистики и компьютерных технологий. Особое внимание ученые будут уделять конфликтам на религиозной почве, психологическому механизму возникновения религиозного чувства и социальной роли религии. Руководитель исследовательской группы психолог Джастин Барретт в интервью Радио Свобода говорит о трудностях, с которыми столкнутся ученые.



Джастин Барретт: Очень трудно отделить друг от друга природное, естественное в человеке и привнесенное воспитанием и социализацией. Оба эти феномена сосуществуют в единстве. Большинство людей полагает всё же, что приобщение к религии требует серьезной умственной работы, знакомства с ее доктринами, обучения. Так что обыденное сознание чаще всего объясняет религиозность воспитанием и подобными ему причинами. Однако факты говорят и об обратном: только значительная психологическая предрасположенность к вере в Бога приводит к религиозности. Это наводит на мысль, что религиозность лежит в природе человека, что она часть его естества и что быть религиозным вполне естественно. В этом есть своя правда. Если, к примеру, вы отправите двух разнополых детей, не получивших никакого религиозного воспитания, на необитаемый остров, то со временем получите поколение людей с определенными религиозными представлениями. По своей природе люди весьма склоны продуцировать такие представления.



Наталья Голицына: Среди многочисленных теорий происхождения религии широкое распространение получила теория, по которой религия – естественный продукт эволюции человека, нечто вроде побочного продукта его биологического развития. Джастин Барретт считает эту теорию вполне продуктивной и намерен продолжить ее разработку в своем проекте.



Джастин Барретт: Лично я склонен думать, что религия – это побочный продукт человеческой эволюции. Однако не в том смысле, что естественный отбор якобы наделяет человека религиозным чувством. Скорее всего он наделяет человечество неким интеллектуальным инструментом, с помощью которого коллективное сознание дает толчок развитию религиозных верований.



Наталья Голицына: Надо сказать, что Джастин Барретт считает себя христианином, однако не связывает свою научную деятельность с религиозной догматикой. Он автор книги под названием «Почему мы верим в Бога?», в которой объясняет происхождение религии особенностями детской психологии. Детская вера во всезнание взрослых, полагает доктор Барретт, с возрастом сохраняется, однако трансформируется в веру в существование некоего высшего всезнающего и всевидящего существа, которое одухотворяется сознанием. Джастин Барретт поясняет.



Джастин Барретт: Рассмотрение детских верований дает нам прекрасную возможность понять глубинные механизмы возникновения религии и специфику этого процесса. Чем в более раннем возрасте мы исследуем сознание ребенка, тем достовернее наши гипотезы происхождения многих культурных феноменов. Это дает нам возможность уяснить связь психических и биологических особенностей человеческой природы с культурными явлениями, одним из разновидностей которых и является религия.



Наталья Голицына: Вольтер полагал, что, если бы религии не было, ее следовало бы выдумать, считая, что человечество одичало бы без нее. Называя религию опиумом для народа, советские пропагандисты уверяли, что религия неизбежно отомрет в процессе прогрессивного развития человечества. Джастин Барретт приступает к реализации научного проекта совсем с другими чувствами.



Джастин Барретт: Не следует ожидать, что религия исчезнет в ближайшем будущем. Вряд ли ее можно будет исключить из общественной жизни, поскольку это естественное проявление человеческой природы, человеческого поведения и часть социальной организации человечества.



Наталья Голицына: Говорил руководитель научного проекта Оксфордского университета, исследующего происхождение религиозных верований, профессор Джастин Барретт.


XS
SM
MD
LG