Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вопрос спасения автомобильной промышленности стал главным политическим вопросом дня. Уолл-стрит продолжает падать, выстоит ли Россия? Движение за легализацию однополых браков ведет решительный бой


Юрий Жигалкин: Вопрос выкупа автомобильной промышленности стал одним из главных политических вопросов дня. Демократические руководители конгресса готовы спасти автопроизводителей, которым угрожает банкротство, бросив им на помощь десятки миллиардов долларов. Противники, в том числе администрация Буша, настаивает на том, что американцы не должны спасать нерентабельную индустрию, чьи работники живут гораздо лучше среднего американца.



Аллан Давыдов: Ведущие демократы-законодатели - спикер палаты представителей Нэнси Пелоси и лидер сенатского большинства Гарри Рид - призвали к решительным мерам помощи автомобильной отрасли, испытывающей кризис из-за падения сбыта продукции, вызванного ужесточением условий кредитования и экономическим спадом. Лидеры "большой американской автомобильной тройки" просят конгресс и администрацию предоставить им заем в 25 миллиардов долларов. Это сверх того 25 миллиардного займа, который отрасль получила по решению конгресса в сентябре на развитие топливосберегающих технологий.


Нэнси Пелоси во вторник выразила уверенность, что законодатели, собравшись на послевыборную сессию на следующей неделе, срочно рассмотрят план чрезвычайной ограниченной финансовой помощи автопроизводителям. Она настаивает, чтобы уходящая администрация Буша поддержала компромиссное решение законодателей.


Вопрос фактически стоит о спасении одной из ключевых отраслей американской экономики, которая, теряя конкурентоспособность, сохраняет своим рабочим высокий уровень зарплаты и социальных льгот. На помощи автопромышленникам, живущим не по средствам, настаивают профсоюзы и мичиганское лобби в конгрессе. Администрация Буша и часть законодателей - против. Министр финансов Соединенных Штатов Генри Полсон в среду признал критическую важность автомобильной отрасли для страны. Однако настаивал на том, что 700-миллиардная программа помощи американским финансовым структурам, утвержденная конгрессом в октябре, не предназначена для помощи автопроизводителям.


Среди финансовых экспертов заметен скептицизм относительно того, поможет ли отрасли массированная государственная финансовая санация. Говорит Эндрю Хоровитц, президент инвестиционной группы Horowitz and Company ...



Эндрю Хоровитц: Годами мы наблюдали, как автопроизводители транжирили деньги в колоссальном количестве. В действительности их неотложная задача - творчески разработать план коренной перестройки отрасли. Позволить им еще несколько месяцев остаться на плаву - значит просто отсрочить решение проблемы. Надо убедиться, что они действительно начнут реформы, прежде мы в очередной раз дадим им деньги налогоплательщиков. Наши автопроизводители до сих пор безобразно использовали свои материальные запасы. Выходом для них мог бы стать переход к производству продукции под конкретные заказы, как это делает компьютерная компания Dell. Им лучше подумать о снижении затрат, а также отказаться от традиции создания каждый год все новых моделей. Если этот процесс притормозить, будет гигантская экономия затрат. И даже если тот или иной автопроизводитель объявит себя банкротом, это еще не означает полной остановки производства. Хотя при этом пострадают интересы смежников, снабжающих автопром, скажем, металлом или пластиком. Они просто не получат денег за свои поставки.



Аллан Давыдов: Согласно оценкам, General Motors может объявить о своем банкротстве еще до смены власти в Белом доме.



Юрий Жигалкин: Могут ли страхи оказаться сильнее антикризисных мер, предпринимаемых правительствами многих стран? В среду несколько ведущих американских компаний, включая "Интел" заявили о резком снижении доходов и новые доказательства углубляющегося экономического спада дали инвесторам предлог продолжать избавляться от обесценивающихся акций. Новые потрясения на нью-йоркской бирже могут быть предвестниками гораздо более серьезных неприятностей в России. Таковы предсказания содиректора Центра российских исследований Гарвардского университета профессора Маршалла Голдмана.


Профессор, как вы считаете, в чем дело, почему не удается прервать это затяжное падение рынков несмотря на то, что центральные банки и правительства бросают на спасение финансовой системы уже триллионы долларов?



Маршалл Голдман: Как только рынки, образно говоря, осознают, что король голый, то есть, они видят, что финансовая система покоится на шатком фундаменте и число трещин в нем все увеличивается, паника овладевает всеми, даже теми из инвесторов, кто предпринимал разумные решение и инвестировал крайне консервативно. Парадоксально при этом то, что все эти антикризисные шаги отчасти контрпродуктивны и чем больше мы слышим о различных инициативах, тем больше возникает вопросов: а не гораздо ли хуже в действительности ситуация, чем мы предполагаем? Это рождает тревогу даже у людей разумных. Проблема в том, что с каждой новой неприятной новостью страхи лишь усиливаются и ситуация усугубляется подобно катящемуся снежному кому. И чтобы остановить его требуются все новые, дополнительные усилия.



Юрий Жигалкин: Может ли этот снежный ком поглотить Россию. Многие западные наблюдатели говорят о том, что удешевление рубля Центральным банком - свидетельство углубления кризиса в России?



Маршалл Голдман: Акция Центрального банка, на мой взгляд, свидетельствует о двух вещах. Во-первых, финансовые и экономические проблемы в стране усугубляются, во-вторых, власти не знают, что этому противопоставить. Готовность ослабить свою валюту - это естественное желание правительства, желающего сэкономить свои золотовалютные запасы и повысить спрос на отечественную продукцию за счет удорожания импорта. Проблема для России заключается том, что у нее может не оказаться собственной продукции, которая может подменить импорт, и тогда у покупателей будет лишь один реальный объект интереса - доллар. Россияне начнут избавляться от рубля. И это может привести к его обесцениванию. Я считаю, что сегодня даже возможно повторение кризиса 1998 года. Те, кто уверяет, что этого не произойдет, попросту не готовы взглянуть в глаза правде. Насколько высока вероятность такого кризиса, сказать сейчас невозможно, все будет зависеть от настроений главных рыночных игроков. Дойдет ли дело до кризиса, подобного кризису 1998 года, это вопрос скорее психологический, чем экономический.



Юрий Жигалкин: Барак Обама намерен активно использовать интернет в качестве средства информации и организации американцев. Воодушевленные небывалым успехом предвыборных интернетных усилий, которые помогли кандидату Обаме собрать небывалые 600 миллионов долларов пожертвований, его помощники надеются, что интернет поможет президенту Обаме найти прямой выход на десятки миллионов американцев с тем, чтобы заручиться их поддержкой для осуществления своих масштабных идей. Успех этих усилий может впервые лишить средства информации монополии на освещение Белого дома и интерпретацию инициатив президента. Советники Барака Обамы говорят, что такой совершенно новый уровень общения президента с американцами может в корне перекроить американскую политическую практику. Скептики же cчитают, что такая интернетная стратегия найдет отклик лишь среди небольшой прослойки политически активных американцев.


Сторонники Барака Обамы призывают его, по сути, поступиться качеством образования своих детей во имя перемен. После того, как будущий президент и его супруга объявили о том, что они присматриваются к вашингтонским частным школам, куда бы могли пойти их две дочери, руководители вашингтонского управления образования опубликовали открытое письмо в газете "Ю Эс Эй Тудей", где они говоря, что если президент отправит своих детей в государственные школы, то он делом подтвердит свои заявления о готовности улучшить систему школьного обучения. Последний раз ребенок президента посещал публичную школу более 30 лет назад, это была дочь Джимми Картера. Пример президента Обамы, по словам авторов письма, станет не только важным символом, он станет доказательством успеха многолетних усилий укрепить столичные школы, многие из которых не уступают по качеству обучения лучшим частным учебным заведениям.


Падению цен на недвижимость не видно конца. Стоимость жилья падает седьмой квартал подряд. В среднем она упала на 13 процентов с пика, достигнутого в 2006 году, и темпы этого падения нарастают. Впервые за два года падения все большее число домовладельцев вынуждено расстаться с иллюзиями и продавать дома с потерей, число таких продаж составило почти треть от всего количества проданных домов. Прогнозы пока не обещают ничего хорошего. Падение стоимости жилья будет продолжаться, по крайней мере, до следующего лета.


Три крупных поражения движения за однополые браки не вызвали отчаяния в его рядах. Несмотря на то, что три штата, включая Калифорнию, внесли в результате референдумов поправки в конституцию, запрещающие однополые браки, активисты движения организовали массовые акции протеста в преддверии вступления в должность президента Обамы, надеясь, что либеральный президент станет их союзником.



Ян Рунов: Сообщая в городе Нью-Хэйвен о новом законе, судья Джонатан Зильберт заявил, что отныне гомосексуальные и лесбийские пары могут регистрировать браки и получать официальное брачное свидетельство.


Жительницы Коннектикута Джанет Пекк и Кэрол Конклин живут вместе 33 года.



Кэрол Конклин: Мои родители всегда говорили, что, когда я вырасту, я встречу человека, с которым свяжу свою жизнь. Джанет как раз такой человек.



Ян Рунов: Противникам однополых браков оспорить решение суда будет нелегко. Это признаёт Питер Вольфганг, директор коннектикутского Института семьи.



Питер Вольфганг: Впереди долгий путь борьбы. Но мы готовы к этому. Если бы наши оппоненты провели новый закон через законодательное собрание, а тем более путём всенародного референдума, то мы бы сказали: «Что ж, борьба окончена, народ штата Коннектикут одобрил закон». Но когда четверо судей недемократично навязывают своё мнение всему штату, то никто не может сказать, что народ Коннектикута одобряет однополый брак.



Ян Рунов: Чтобы отменить решение суда, за это должны проголосовать две трети законодателей штата, а затем проведён референдум. Всё это трудный и долгий процесс. Но коннектикутских противников однополых браков вдохновляет пример Калифорнии. Там референдум был проведён, и большинство населения штата проголосовало за то, чтобы решение о законности однополых браков было отменено. Тем не менее калифорнийские активисты борьбы за права гомосексуалистов продолжают протестовать против результатов референдума:



- Мы пытаемся дать людям понять, насколько важна для нас эта проблема. Речь идёт о наших гражданских правах. Четыре месяца действовало разрешение на регистрации однополых браков, а теперь его у нас отняли. Конечно, запрет на однополые браки был введён демократическим путём, и в этом трудность. Но были времена в нашей истории, когда не разрешались межрасовые браки между белыми и чёрными. А потом было признано, что такой закон противоречит конституции. Мы хотим, чтобы в дело вмешался верховный суд Калифорнии и объявил, что голосование по этому вопросу было неконституционным.



Ян Рунов: В Америке теперь два штата, где узаконены однополые браки: Массачусетс и Коннектикут. Гражданские союзы или партнёрства, почти приравненные к браку, признаются в семи штатах и в округе Колумбия. В штатах Нью-Мексико и Нью-Йорк однополые браки не узаконены, однако признаются законными браки, заключённые в других штатах.


XS
SM
MD
LG