Ссылки для упрощенного доступа

Более половины взрослого населения России имеют личный опыт дачи взяток


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Сергей Тарасов: Сегодня в России отмечается день борьбы с коррупцией. По данным фонда "Индем", более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток. Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГАИ, местные власти и милицию. Так же гражданам приходиться давать взятки медицинским работникам, сотрудникам образовательных учреждений и регистрационных органов.


Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов оценивает уровень коррумпированности в России, как очень высокий, и предлагает свой рецепт борьбы с взятками.



Кирилл Кабанов: Это система государственного управления, а не проблема. К сожалению, это сейчас так.



Любовь Чижова: Сфера, где чаще всего коррупция встречается?



Кирилл Кабанов: Вопрос в том, что, если мы говорим о восприятии граждан, естественно, они воспринимают низовую коррупцию, то есть образование, низовой уровень милиции, но мы считаем, что самые опасные сферы и самые емкие, это латентные схемы - это суды, это распределение бюджета, распределение природных ресурсов, это политическая коррупция, связанная с лоббированием, продажей должностей, продажей административного ресурса. Вот это сферы, которые являются основными.



Любовь Чижова: Какие-то новые виды коррупции вы бы назвали, которые, скажем, появились год-два назад?



Кирилл Кабанов: Новых нет, есть усиление старых. Это коррупция, связанная с финансовыми механизмами, выводом денег за рубеж, отмыванием денег, это сейчас усилилось. То есть это коррупция, связанная с контролем над банковскими структурами, это коррупция в сфере Центрального банка, тем более больше московское управление ЦБ. Это сфера с правоохранительными органами, которые должны контролировать банковскую систему.



Любовь Чижова: Вы, как гражданин этой страны, никогда не были втянуты в эту самую коррупцию, может быть, как раз на низовом уровне?



Кирилл Кабанов: Мне повезло, я выстроил отношения так, что я не унижаю себя. Почему я должен кому-то что-то отдавать? Единственное, я имею то же самое, если в больнице или еще что-то, для меня своего рода, наверное, это коррупция, но у меня дружеские отношения просто с врачами. Сотрудникам ГИБДД я принципиально не плачу взяток, пытаюсь принципиально не нарушать. Потому что это есть унижение. Я, наверное, себя просто уважаю.



Любовь Чижова: У вас есть рецепт, как победить коррупцию в России?



Кирилл Кабанов: Конечно. Во-первых, совершенно понятный рецепт - это реальная политическая конкуренция и независимые СМИ. Дальше - это ощущение самих граждан, что коррупция опасна, причем это является источником опасности и угрозы для членов семьи. Это является угрозой для формирования элиты, поскольку у нас изменилось сознание. У нас нужно формировать репутационные риски, то есть у человека должна быть репутация, не то, что когда тебя в вузе спрашивают, откуда у тебя у папы такие деньги, а ты отвечаешь, что у тебя папа депутат или чиновник, чтобы тебе не могли сказать, что у тебя папа просто вор. А самое главное - кроме кнута должен быть четко понятен пряник для государственных служащих. Должен быть мощнейший соцпакет, который будет завязывать менеджера (государственный чиновник является менеджером) на некие обязательства, которые он должен выполнять достаточно продолжительный промежуток времени.



XS
SM
MD
LG