Ссылки для упрощенного доступа

Илья Макаров: Меры по повышению пошлин в автопроме абсолютно правильные, но это надо было делать намного раньше


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие аналитик швейцарского банка UBS Илья Макаров.



Евгения Назарец: Завод Ford во Всеволжске и Toyota в Шушарах - это не первые закрытые из-за кризиса сборочные производства иномарок в России. К сегодняшнему дню на временные новогодние каникулы отправлены производитель Renault московский "Автофрамос" и завод по сборке автомобилей Volkswagen в Калуге. Но Ford был в прошлом году лидером по продажам иномарок в России. Столь успешное предприятие столкнулось с затовариванием складов, но предпочло остановить производство, а не устроить распродажу со скидкой. Странную, с точку зрения потребителя, логику автопроизводителя объясняет аналитик швейцарского банка UBS Илья Макаров.



Илья Макаров: На конец года лучше все-таки почистить все остатки, которые накопились в связи с тем, что продажи, особенно в октябре, в ноябре, наверное, декабрь будет не очень хорошим месяцем... надо немножко сократить производство, чтобы запасы не переходили на следующий год. Почему все-таки снижают производство и не снижают цены? Компании хотят сохранить рентабельность определенную, нежели продавать с нулевой рентабельностью. Просто это все-таки нелогично было бы.



Евгения Назарец: Но с точки зрения потребителя как раз нелогично выглядит то, что, например, говоря о Toyota , ее цены вообще на фоне кризиса подрастают.



Илья Макаров: В связи с тем, что иена значительно укрепилась по сравнению с долларом, соответственно, можно провести пересчет иены к рублю, то рубль бы еще больше упал по отношению к иене, чем рубль, допустим, упал по отношению к доллару и евро. А в связи с тем, что у Toyota все затраты в иенах, а продает на российском рынке в рублях, поэтому ничего не остается делать, как пересчитывать конечные цены продажные.



Евгения Назарец: И все-таки, несмотря на кризисные явления, несмотря на снижение спроса по всему миру, Россия как раз на фоне всего мира выглядит довольно неплохо с точки зрения продавцов автомобилей. Здесь сохраняется высокий, по сравнению, опять же, с другими государствами, спрос на автомобили. Можно ли в этих условиях быть уверенными, что все-таки остановка сборочных производств в России (это уже "Автофрамос" и теперь завод Ford во Всеволжске) это все-таки временная мера?



Илья Макаров: Как долго это будет? Все будет, конечно зависеть от динамики первых месяцев. Она будет, конечно же, не очень хорошая. Маховик этого кризиса раскручивается, поэтому сейчас очень сложно оценить глубину падения. Я считаю, что, конечно, это временная мера и абсолютно правильная. Наверное, будет серьезное падение рынка в связи с тем, что, во-первых, и цены поднимутся в связи с пошлинами, также цены поднимутся за счет девальвации рубля. У людей больше появилось неопределенности в завтрашнем дне.



Евгения Назарец: Как изменят расстановку сил и баланс на российском авторынке меры, предпринимаемые властями для поддержки российского автопрома? Вы уже сказали про пошлины. А вот субсидирование кредитов на покупку отечественных машин - как это скажется на продажах?



Илья Макаров: Я, честно говоря, скептически отношусь ко всяким таким нерыночным мерам - там, субсидирование процентных ставок. Во-первых, будет субсидироваться 8% от текущих рыночных ставок. Сейчас рыночные ставки порядка 20%. При этом надо же учесть, что цены поднимутся в целом. Поэтому государство одной рукой повышает цены, способствует повышению цен, с другой стороны, идет на такие популистские меры - объявляет о субсидировании процентных ставок, которое мизер составит в цене автомобиля в конечной, в уже повышенной цене. Искусственно стимулировать спрос при всеобщем повышении цен на автомобили - я считаю, это не совсем правильно.



Евгения Назарец: Было время, когда российские власти чрезвычайно гордились тем, что в Россию приходят зарубежные сборочные производства. Сейчас практически откровенно и популистски ведут себя так, что зарубежные автомобили покупать не патриотично, а вот российские мы хотя бы видимостью, но поддержим за счет субсидирования кредитов или более серьезные меры, пошлины. Разве все-таки наличие сборочных производств в России не составляет в том числе государственный интерес, экономический?



Илья Макаров: Изначально вот эти меры по повышению пошлин абсолютно правильные. Вопрос во времени. Это надо было делать намного раньше. Вот посмотрите - Китай изначально закрыл все ходы для ввоза подержанных автомобилей со всего мира. А наша страна продолжала допускать вот этот вал старых автомобилей на российский рынок. Поэтому повышение пошлин надо было делать намного раньше. При этом надо было приглашать иностранных производителей в Россию, давать им какие-то льготные условия для организации производства, чтобы они не просто наладили крупноузловое производство, а здесь локализовали производство двигателей, производство мостов, основных агрегатов автомобиля, не как сейчас - достигая 5-10%, колеса только делаются в России или какая-нибудь светотехника. Но и вот эта мера, которую премьер-министр озвучил недавно, повышение пошлин, она способствует развитию именно сборочных производств здесь, дополнительно создаются негативные стимулы для того, чтобы не ввозились сюда готовые автомобили, а наоборот, чтобы здесь локализовывали автопроизводство. Единственное, что по времени не совсем удачно.


XS
SM
MD
LG