Ссылки для упрощенного доступа

В Великобритании опубликована книга известного германского историка Микаэля Штюрмера "Путин и возвышение России"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.



Андрей Шароградский: В Великобритании опубликована книга известного германского историка, бывшего внешнеполитического советника канцлера Германии Гельмута Коля, профессора Микаэля Штюрмера под названием «Путин и возвышение России». Автор книги, один из крупнейших европейских экспертов по России, неоднократно встречался с Владимиром Путиным. О его видении российских проблем и о впечатлениях от встреч с бывшим президентом России с доктором Штюрмером беседует наш корреспондент в Лондоне Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Профессор Штюрмер размышляет о современном положении России в мире, о ее геополитической и культурной двойственности - ее колебаниях между Европой и Азией. Значительная часть книги посвящена его разговорам с Владимиром Путиным. С бывшим российским президентом Микаэль Штюрмер познакомился еще в начале 90-х; много раз он встречался с Путиным и как член так называемого «Валдайского клуба». Свою книгу профессор Штюрмер назвал «Путин и возвышение России».


Действительно ли президентство Путина привело к возвышению России и можно ли считать созданный им политический режим благом для страны? С этого вопроса начался наш разговор.



Микаэль Штюрмер: Что такое благо? По крайней мере в течение восьми лет он олицетворял повышающееся благосостояние. Не сказал бы, что процветание, поскольку ему не удалось достичь своей главной цели, - расширить основу российской экономики. Российская экономика остается практически одномерной, зависимой от экспорта энергоносителей. Правда, одной ногой она сейчас упирается в ВПК. Общество, построенное на научной основе, о котором говорят Путин и Медведев, все еще где-то за горизонтом. А сейчас, в разгар экономического кризиса, оно удалилось еще дальше, чем за последние восемь лет.



Наталья Голицына: Каковы ваши личные впечатления от встреч с Владимиром Путиным. Когда вы впервые встретились?



Микаэль Штюрмер: Это было много лет назад, более двадцати лет. Произошло это в 1992 году, когда княгиня Татьяна Метерних, урожденная княгиня Васильчикова, устроила прием, на котором присутствовала небольшая группа крупнейших германских промышленников. Я был близко знаком с княгиней, и она меня пригласила. Там присутствовал тогдашний мэр Петербурга Анатолий Собчак. Его сопровождал среднего возраста человек в сером костюме и с мрачным лицом, который не произвел на меня особого впечатления. Он практически не участвовал в наших разговорах. Тогда его представили кем-то вроде помощника мэра. Через два года я вновь встретил этого человека в Петербурге, когда Собчак пригласил меня на конференцию, посвященную важнейшему на тот момент вопросу, - о будущем России. И когда мы дискутировали о будущих границах России, тот же самый среднего возраста человек в том же сером костюме, который до этого не вмешивался в нашу полемику, вдруг неожиданно вмешался в наш спор и начал страстно доказывать, что по ту сторону российских границ (он, правда, не сказал «вражеских») находятся 25 миллионов русских, и их будущее станет делом, как он выразился, «войны и мира».



Наталья Голицына: У вас была возможность посмотреть в глаза Путину. Что вы увидели?



Микаэль Штюрмер: Это очень умный человек. Я бы сказал, довольно холодный и прекрасно осознающий свою власть. Его мысли и высказывания оставляют довольно неопределенное впечатление. Путин смотрит в ваши глаза и хочет немедленно выяснить, кто вы для него - друг или враг. У него нет привычки, свойственной большинству западных политиков, которые, встречаясь с вами и пожимая вам руку, одновременно смотрят на три метра вокруг, чтобы понять, кто входит следом, насколько этот человек важен и не теряет ли он с вами время. Возможно, что у Путина это связано с опытом его работы в молодые годы. Мне не показалось, что он позволит кому-либо заглянуть в свои глаза и понять его человеческую сущность, как это сделал Джордж Буш. Путин сам смотрит в глаза людей, пытаясь понять, это друг или недруг.



Наталья Голицына: Как бы вы оценили созданный Путиным политический режим?



Микаэль Штюрмер: Это наполовину автократия и демократия. Налицо значительные элементы автократии, и, возможно, они даже усиливаются и становятся более важными. Сейчас, в ситуации экономического кризиса, это стало еще ощутимее. Но одновременно можно говорить и об элементах демократии. Я не говорю о фасаде российского общества. Я общался не только с людьми Путина, но и с представителями оппозиции. Россия - это Россия, а не Советский Союз. На Западе многие всё еще воспринимают нынешнюю Россию как Советский Союз. Это огромная ошибка. Россия далеко ушла от сталинского Советского Союза, это совсем другая страна. Однако, думаю, что она ни при каких условиях, никогда не станет одной из вариаций западной демократии.



Наталья Голицына: Говорил автор книги «Путин и возвышение России» профессор Микаэль Штюрмер.


XS
SM
MD
LG