Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники смогут посещать СИЗО и колонии Петербурга


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Сергей Тарасов: В Петербурге начала работу общественная наблюдательная комиссия правозащитников по соблюдению прав человека в СИЗО и колониях города.



Татьяна Вольтская: Главная задача наблюдательной комиссии "по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (таково ее официальное название) - отслеживать факты нарушений прав заключенных, случаи превышения наказания, положенного по закону, а также искать пути улучшения пенитенциарной системы в целом. Одной из главных проблем этой системы всегда было отсутствие общественного контроля, поэтому появление комиссии имеет очень важное значение. Говорит пресс-секретарь комиссии, правозащитник Юрий Вдовин...



Юрий Вдовин: Эта комиссия будет иметь возможность посещать заведения, находящиеся на территории города Санкт-Петербурга. В области нет комиссии. Вот тут есть проблема, которую мы сейчас пытаемся разрешать. Мы уже дважды написали письмо с просьбой либо создавать общую комиссию, либо нашу комиссию наделить правом посещать заведения в области.



Татьяна Вольтская: Главой наблюдательной комиссии был избран сопредседатель петербургского отделения общества "Мемориал" Владимир Шнитке. Его заместитель - правозащитник Юлий Рыбаков, будучи еще членом Госдумы, стоял у истоков закона, позволившего комиссию создать.



Юлий Рыбаков: Семь лет назад Валерий Борщов и ваш покорный слуга составили этот законопроект, представили его на заседании парламента. В первом чтении было принято. И вот семь лет этот закон мурыжили. Его в какой-то мере выхолостили, он был более радикальным, чем наш вариант. Вот этот уведомительный порядок проверок - он сохранился.



Татьяна Вольтская: Уведомительный порядок означает, что члены комиссии могут посещать тюрьмы, колонии, следственные изоляторы и даже гауптвахты и отделения милиции, то есть все места принудительного содержания. Поэтому в комиссию вошла и председатель правозащитной организации "Солдатские матери Петербурга" Элла Полякова. Конечно, это еще не значит, что все двери гостеприимно распахнутся.



Юлий Рыбаков: Понятно, что ГУИНы будут этому сопротивляться. Но если раньше они произвольно могли запретить любому, то теперь они обязаны подчиниться федеральному закону. Это не значит, что они начнут сразу же его выполнять, их еще надо будет долго к этому приучать. Это такая тяжелая ржавая дверь на хорошей пружине, которую нужно будет отжимать по сантиметру и все время держать, чтобы она снова не захлопнулась.



Татьяна Вольтская: Наблюдательная комиссия - абсолютно добровольная, сейчас в ней даже некоторый недобор: работа ожидается много, и она будет совершенно безвозмездная.


XS
SM
MD
LG