Ссылки для упрощенного доступа

Николай Петров: "Путин ставит целью оторвать цены на газ от падающих цен на нефть"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие эксперт Центра Карнеги Николай Петров.



Евгения Назарец: Накануне премьер-министр России Владимир Путин провел специальную пресс-конференцию для зарубежных журналистов, чтобы разъяснить российскую позицию в газовом конфликте с Украиной. О содержании и, возможно, о тоне этой пресс-конференции мы сейчас побеседуем с экспертом Центра Карнеги Николаем Петровым.


Николай, вчера было заметно, как Владимир Путин обложил себя аргументами на бумагах: вот копия одного договора, соглашения или отсутствующего договора, отказа официального. То есть все было приведено к тому, чтобы быть наиболее убедительным. Но все-таки, на ваш взгляд, были ли слабые места в аргументации России своей непричастности к возникшей в Европе проблеме?



Николай Петров: Мне кажется, ответ на вопрос о том, кто отклоняет от истины - украинское или российское руководство, когда представляют публике свою версию происходящего, могут дать только европейские наблюдатели. Пока очевидно то, что версии эти очень сильно расходятся и одна из сторон, безусловно, очень сильно искажает действительность. Но из соображений общеполитических мне кажется, что ни Путину, ни российскому руководству в целом никак не может быть выгодно затеять столь масштабный и очень больно ударяющий по интересам "Газпрома" и экспорта российского газа в целом конфликт без того, чтобы иметь прочную позицию, и наоборот, имея в качестве результата "наиграть" Украине образ страны, которая страдает от своевольных действий российского партнера.



Евгения Назарец: Ну, а как вам версия по поводу того, что вся эта игра затеяна ради повышения цены нефти?



Николай Петров: Я думаю, что ситуация, конечно, гораздо сложнее. Если бы Россия и премьер Путин были бы в состоянии так сильно влиять на мировые цены на нефть, ну, мы могли бы считать Россию безусловной энергетической сверхдержавой. А это, к сожалению, не так. И по динамике цен на нефть мы видим, что даже крупные солидарные решения ОПЕК в ситуации продолжения экономического кризиса не могут способствовать существенному изменению цен. Другое дело, что, безусловно, Путин ставит целью, и это он говорил публично, установить новые четкие механизмы ценообразования на газ и, возможно, оторвать газ и цены на газ от падающих цен на нефть.



Евгения Назарец: Премьер Путин неоднократно заявлял, что ситуация с газом - следствие внутриполитической обстановки на Украине. И сама по себе пресс-конференция и ситуация в России в связи с этой же проблемой тоже заставляет думать об особенностях внутренней политики. Путин-ньюсмейкер решает важные проблемы. Медведев-президент тем временем курирует олимпийское строительство. Вам это не бросилось в глаза?



Николай Петров: Я думаю, что здесь такого открытого противоречия нет, поскольку мы сейчас ведем речь о проблемах очень крупных, но тем не менее хозяйственных, тем не менее экономических, то есть подпадающих под прямую юрисдикцию премьер-министра. И в этом смысле, я думаю, не может быть двух мнений у России. У российского руководства в данном случае позиция консолидированная и ситуация в России при всех своих сложностях и минусах достаточно стабильна, в то время как на Украине, безусловно, мы видим, очень сложный баланс политических сил, который не дает возможности принимать какие-то серьезные и, может быть, имеющие негативные последствия для страны и в глазах граждан решения.


XS
SM
MD
LG