Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты о возможных путях реформирования газового рынка


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.



Евгения Назарец: Тему газового противостояния Москвы и Киева продолжит Иван Трефилов.



Иван Трефилов: Очередной газовый конфликт между Россией и Украиной вновь заставил экспертов говорить о возможных путях реформирования рынка этого топлива, считающегося на сегодняшний день одним из наиболее консервативных. Согласно данным статистики, сейчас около 90 процентов газа доходит до потребителей по трубопроводам, что подразумевает отсутствие необходимой гибкости в его поставках. Говорит старший аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Александр Назаров.



Александр Назаров: В отличие от нефти, которая в естественном состоянии, при естественной температуре представляет собой жидкость, газ – это достаточно сложная для транспортировки субстанция, которую нужно либо сжижать, либо гнать по трубам. Соответственно, трубопроводный транспорт, он, в отличие от тех же кораблей, достаточно консервативен: есть труба между странами – есть торговля, нет трубы между странами – такой торговли нет. Сжиженный газ, который, собственно, как и нефть, может перевозиться по всему миру, он занимает достаточно маленькую долю в мировом обороте газа, поэтому рынки газа, в отличие от тех же нефтяных рынков, очень слабо глобализированы и, в общем-то, делятся на несколько таких мировых регионов.



Иван Трефилов: Кроме того, по словам Александра Назарова, регулированию мирового рынка газа мешает и действующая система долгосрочных контрактов.



Александр Назаров: Вторая причина, в общем-то, проистекает во многом из первой, - это отсутствие, по большому счету, большого объема так называемой спотовой, биржевой торговли газом. Из-за опять же особенной транспортировки большинства газовых контрактов – это долгосрочные контракты на большие объемы по фиксированным ценам. Фиксированные цены, они, конечно, плавающие, то есть они зависят от каких-то внешних факторов, но в том-то и дело, что эти цены, в общем-то, не биржевые, биржевая торговля газом, она слабо развита даже в развитых странах, даже в Америке и Великобритании объемы биржевой торговли газом очень слабые.



Иван Трефилов: Все это заставляет сомневаться в возможности российского «Газпрома» значительно увеличить поставки газа в Европу по альтернативным маршрутам, о чем уже неоднократно говорили его представители. Как отмечает аналитик Международного рейтингового агентства «Стендэрт энд Пурс» Елена Ананькина, у России пока нет трубопроводов, способных заменить украинское направление.



Елена Ананькина: Сейчас у «Газпрома» есть большая проблема с Украиной, потому что Украина – это крупнейший транзитер, с одной стороны, крупный потребитель, с другой стороны, и с третьей стороны, не очень платежеспособный потребитель. Потому что это небогатая страна, очень сильно зависящая от поставок российского природного газа. Мы все знаем эту проблему, она не первый год существует, но вот пока она не решается, и на фоне финансового кризиса, скорее всего, сложнее будет Украине найти деньги на оплату природного газа. Поэтому определенные мысли насчет диверсификации экспортных потоков в обход Украины у «Газпрома», естественно, возникают.



Иван Трефилов: Сейчас у «Газпрома» существуют два основных проектах новых маршрутов транспортировки газа на европейские рынки: на севере – по дну Балтийского моря в Германию, и на юге – через Черное море в Болгарию. Однако, по самым оптимистическим прогнозам, поставки газа по этим трубопроводам могут начаться лишь в 2012-2013 годах. Не менее туманны перспективы развития рынка сжиженного природного газа. По словам Елены Ананькиной, к этому пока не готовы как производители этого топлива, так и его основные потребители.



Елена Ананькина: Дело в том, что производство сжиженного природного газа – это достаточно капиталоемкое мероприятие как для производителей, так и для потребителей, которым надо потом этот сжиженный газ переводить в такое состояние, из которого его можно использовать, и для этого тоже надо определенным образом приспосабливать нужды своей промышленности, как, например, сделано в Японии, но не сделано в полной мере в Европе. Это во-первых. А во-вторых, трубопровод привязывает покупателя к определенному поставщику. Когда трубопровод есть, тут уже мало что можно изменить, потому что для того, чтобы изменить маршрут, надо вкладывать огромные деньги. Когда происходит торговля сжиженных природным газом, это гораздо более гибкая торговля. То есть можно купить у одного, можно купить у другого, и это гораздо более такой конкурентный и гибкий рынок.



Иван Трефилов: Тем не менее, как утверждают эксперты, перспективы развития газового рынка в мире напрямую связаны с увеличением объемов биржевой торговли, а также с расширением производства сжиженного природного газа. Как быстро Россия сможет увеличить свою долю на этом рынке? Говорит старший аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Александр Назаров.



Александр Назаров: На данном этапе, собственно, перспектив пока никаких. Дело в том, что реально большой объем торговли сжиженным газом – это вопрос даже не 10 лет, а скорее 20-30-ти, чтобы объемы сжиженного газа хотя бы немного приблизились к объемам торговли газом, перекачиваемым по трубам. Когда, собственно, будут в России построены заводы по сжижению газа, достаточно серьезного объема, который планируется строить, например, на Ямале, тогда потенциально Россия будет поставлять газ в любую точку мира и, соответственно, получит потенциальную возможность влиять на глобальную цену газа.



Иван Трефилов: Схожее мнение и у аналитика Международного рейтингового агентства «Стендэрт энд Пурс» Елены Ананькиной.



Елена Ананькина: «Газпром» сейчас экспортирует огромные объемы природного газа по трубопроводам. Ни одного завода по сжижению природного газа у «Газпром» нет. Есть один завод, который строится на Сахалине», который вроде бы почти готов, но кроме этого огромные объемы природного газа, которые «Газпром» сейчас добывает в Западной Сибири и экспортирует в Европу, никаким образом не сжижаются. Там есть существующая трубопроводная инфраструктура, от которой никто в ближайшее время отказаться не сможет. Для того чтобы построить завод по сжижению природного газа, нужен не один год и не один миллиард долларов. Пока еще никто даже ТЭО не делал, поэтому если это и возможно, то это вопрос не ближайших нескольких лет даже, а то вопрос очень долгосрочной перспективы.



Иван Трефилов: Это была аналитик Международного рейтингового агентства «Стендэрт энд Пурс» Елена Ананькина.


XS
SM
MD
LG