Ссылки для упрощенного доступа

Таганский суд Москвы рассмотрит законность решения о самоликвидации СПС


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Михаил Саленков: Сегодня Таганский суд Москвы приступает к рассмотрению по существу объединенного заявления бывшего члена президиума федерального политсовета "Союза правых сил" Марии Гайдар и московского отделения партии. В этом заявлении оспаривается законность решения съезда СПС о самоликвидации.



Вероника Боде: Напомню, что СПС был ликвидирован 15 ноября прошлого года, когда на внеочередном съезде большинство делегатов проголосовали за решение о самороспуске партии. А 16 ноября на ее основе была учреждена партия "Правое дело", создание которой инициировала администрация президента. Мария Гайдар, в прошлом член президиума федерального политсовета СПС, инициатор иска об отмене решения о роспуске партии, считает, что у этого судебного дела есть перспективы.



Мария Гайдар: У нас есть доказательства, у нас есть свидетель, которого мы попросим допросить, который прилетел специально для этого из Алтая. У нас есть разные материалы. Мы надеемся пригласить в качестве свидетелей людей из региональных организаций "Союза правых сил", руководства партии. Мы собираемся получить документы, проверять их.


Я считаю, что ликвидация СПС незаконна, потому что на ликвидацию партии СПС нужен легитимный съезд, который будет проведен правильно, с представительством определенного числа регионов. В данном случае у меня вопросы по легитимности делегатов. Я считаю, что делегаты избирались неправильно, многие протоколы региональных конференций были фальсифицированы, были фальсифицированы протоколы местных отделений. Я считаю, что такие вещи, такие манипуляции не должны оставаться безнаказанными. Кроме того, я считаю очень важным, если это решение будет отменено, то значит, партия СПС существует, а значит - у оппозиции может быть площадка.



Вероника Боде: Мария Гайдар считает ликвидацию СПС незаконной еще и в связи с тем, что, по ее мнению, она происходила с вмешательством власти.



Мария Гайдар: В соответствии с законами о партиях Российской Федерации, исполнительная власть не имеет права вмешиваться в партийную жизнь. А в данном случае есть многочисленные свидетельства, в том числе зафиксированные в средствах массовой информации, что эта ликвидация партии происходит по личному указанию, требованию Вячеслава Юрьевича Суркова, который является председателем администрации президента. Но такое, конечно, невозможно, это незаконно. Это в данном случае превышение его должностных полномочий, если это подтвердится.



Вероника Боде: А вот как оценивает перспективы этого судебного дела Борис Надеждин, в прошлом член федерального политсовета СПС, ныне - член федерального совета партии "Правое дело".



Борис Надеждин: Честно говоря, я не ожидал, что кто-то будет опротестовывать по формальным мотивам ликвидацию партии "Союз правых сил", потому что, собственно, я этот съезд проводил. Без всякого сомнения, примерно 90 из 100 делегатов съезда, то есть подавляющее большинство, высказалось за ликвидацию партии СПС. В этом смысле мне это дело представляется довольно странным. Хотя я уважаю право Маши Гайдар оспаривать любое решение любого органа в стране. Думаю, что перспектив у него немного и вот, почему. Можно, конечно, придираться к тому, что какие-то бумаги были невовремя оформлены, можно придираться к тому, что может быть голосование как-то шло не совсем так, как хотелось бы, и так далее. Но никаких сомнений нет в двух вещах. Первое - подавляющее большинство членов партии СПС высказалось за ликвидацию партии, это абсолютно так. Но самое главное второе: на сегодняшний день из 50 с небольшим тысяч членов партии СПС около 40 тысяч вступило в партию "Правое дело". В этом смысле, даже если предположить фантастический исход событий, что суд Таганский отменяет ликвидацию партии СПС, партия моментально исчезает уже по другой причине, в силу отсутствия в ней просто членов партии, вот в чем дело.



Вероника Боде: А вот что думает по поводу судебного иска Марии Гайдар и московского отделения СПС Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий.



Алексей Макаркин: Я думаю, что это просто демонстрация того, что СПС в каком-то виде, хотя бы уже в таком, условно виртуальном, он существует, даже не СПС, а эспээсовская традиция, связанная с каким-то существованием оппозиционной политической силы, придерживающейся демократических взглядов. Демонстрация того, что в России еще остались либералы, которые находятся в оппозиции к власти. Мария Гайдар пытается это показать.


Понятно, что теперешний партийный проект, который формируется на основе СПС, он никоим образом не относится к оппозиции. Это проект, ориентированный на власть, реализуемый при поддержки власти.


XS
SM
MD
LG