Ссылки для упрощенного доступа

Инаугурационная речь Барака Обамы


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.



Евгения Назарец: Инаугурационная речь была одним из центральных событий церемонии вступления Барака Обамы в должность президента Соединенных Штатов.



Юрий Жигалкин: Планка ожиданий перед выступлением Барака Обамы была поднята на невероятную высоту. От него ожидали незабываемой речи, сравнимой с лучшими из выступлений его выдающихся предшественников, и уж, по крайней мере, двух-трех крылатых выражений для истории. Сегодня среди заголовков пресса дает несколько цитат из выступления президента Обамы: «Мы выбрали надежду, а не страх, единство цели, а не конфликт и трения», «Начиная с сегодняшнего дня, мы должны подняться над рутиной, стряхнуть с себя пыль и вновь начать работу, переделывая Америку».


Как соглашаются многие комментаторы, эта речь оставила сильное впечатление. Вот что говорит Дэниэл Гурэ, известный американский политолог, вице-президент Лексингтонского института.



Дэниэл Гурэ: На мой взгляд, это была яркая речь, которая, тем не менее, будет вскоре забыта. И причина в том, что Барак Обама с присущим ему талантом оратора облек в привлекательную форму по сути общие фразы и призывы. Призывы к самопожертвованию, призывы к единению - их можно найти в выступлении почти каждого президента. Я не нашел в его речи конкретных идей, поднимающих дух инициатив, вокруг которых можно было сплотить людей, которые бы вызывали энтузиазм. Он, например, сказал, что мы возьмем на вооружение энергию ветра, солнца и земли, он говорил о развитии науки, здравоохранения - это то, что мы многократно слышали из его уст во время предвыборных выступлений. Он призвал нас объединиться, собраться с силами, быть готовыми к самопожертвованию, к действиям, в то же время цель этих действий осталась в его выступлении осталась неопределенной.



Юрий Жигалкин: Возможно ли, что президент Обама, крайне талантливый политик, в чем мы убедились во время предвыборной кампании, не случайно выбирает такую форму своего выступления?



Дэниэл Гурэ: Я полагаю, это свидетельство того, что президент Обама готов занять центристскую позицию, вопреки надеждам крайне либерального костяка своего электората. Показательно признание им важности рыночных сил, которые, как он сказал, создают благосостояние и укрепляют свободу. Интересно, что одна из самых сильных фраз речи касалась роли правительства в американской системе. «Для меня не важно, - сказал он, - велика или мала у нас сфера действия правительства, для меня важно насколько оно работоспособно. Те программы, которые эффективны, мы поддержим, от тех, которые не работают, мы откажемся». Это очень далеко от позиции либерального крыла политического истэблишмента. Обама - крайне чуткий и тонкий политик. Он понимает, что для того, чтобы справиться с экономическими проблемами, ему нужна поддержка Уолл-стрит. Я подозреваю, что намечающийся центризм Обамы приведет рано или поздно к трениям с его собственными однопартийцами в Конгрессе, где доминируют либералы. Его успех как президента будет зависеть, сможет ли он контролировать своих однопартийцев-законодателей. Это сложная задача, которая оказалась в свое время не по силам даже Биллу Клинтону, который в некоторых отношениях более умелый политик, чем Обама.



Юрий Жигалкин: Таково мнение известного американского политолога Дэниэла Гурэ.


XS
SM
MD
LG