Ссылки для упрощенного доступа

Пастырь или политик?


Патриарх русской православной церкви Кирилл
Патриарх русской православной церкви Кирилл

Программа «Время гостей» подводит итоги выборов патриарха русской православной церкви. Главный вопрос, который обсуждают участники программы: кто он новый патриарх – пастырь или политик? И почему так активно использовался административный ресурс при этих выборах и кампания велась настолько агрессивно. В программе принимают участие главный редактор газеты «НГ религия» Марк Смирнов и политолог, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.


Митрополит Кирилл избран 6-м патриархом русской православной церкви. Что это означает для общества, для будущего православной церкви? Кто такой Кирилл? По меркам церкви это довольно молодой архиерей, это публичный деятель, и эксперты говорят о нем как о политике, и только потом как о пастыре. Как он будет совмещать эти две ипостаси.


Впервые светские средства массовой информации так подробно погрузились в дела церковные. Мы даже не предполагали, что в церкви могут быть такие по-светски интригующие выборы. Мы видели борьбу компроматов и, кажется, власть была благожелательно расположена к одному из кандидатов.


Главный редактор газеты «НГ религия» Марк Смирнов заметил: «Прежде всего насчет терминов – избрание или выборы? Действительно церковь в эти дни настойчиво говорила: имейте ввиду что выборы патриарха отличаются от политических выборов, это - избрание, это не то что выборы политика или президента, а здесь церковь выдвигает лучшего из своей среды, а сам Бог выбирает. Но несмотря на такую вполне естественную для церкви лексику, на попытку изменить векторы, на самом деле эти выборы или избрание ничем принципиально не отличались, от выборов политических. Во всяком случае технологии, которые были использованы для поддержки одного из кандидатов, были достаточно очевидны. В данном случае мы говорим определенно о митрополите Кирилле – ныне уже местоблюстителе патриаршего престола. Административный ресурс давал ему колоссальное преимущество по сравнению с другими претендентами. Если посмотреть только по упоминаниям в прессе – то у митрополита Килла рейтинг 116, а у его конкурента, который оказался единственным к моменту избрания, – у митрополита Климента только 6. То есть если митрополит Кирилл выступал, давал интервью в разных изданиях и по телевидению, и вообще на него работала его же телевизионная программа, и проект «Имя Россия» и победа в этом проекте Александра Невского. Это имя как знамя, которое митрополит Кирилл успел поднять, как раз в самый нужный для него момент».


Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин продолжил: «Я думаю использование тех или иных технологий – это проблема церкви. Вероятно, в церкви это признают, если считают возможным такую кампанию. Можно было наблюдать, как элегантно переходили от таких аргументов – как нельзя выносить сор из избы, нельзя порочить церковь, если мы порочим епископа или священника мы порочим церковь, а в период кампании совсем напротив – что нужно говорить всю правду, нужно объяснить, кто у кого в семинарии покончил с собой, нужно объяснить, кто чем приторговывал табаком или спиртными напитками, а когда выборы кончились, опять нужно блюсти честь церкви».


<< Слушайте программу полностью>>


XS
SM
MD
LG