Ссылки для упрощенного доступа

Бюджетные проблемы предвыборного времени


Владимир Путин
Владимир Путин
Российская Государственная дума заслушает 20 апреля отчет премьера Владимира Путина о работе правительства в 2010 году. Однако депутатов, прежде всего, интересуют планы использования дополнительных доходов бюджета текущего года. И это, считают эксперты, вполне естественно в выборный период.

Еще 18 апреля председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что во время ежегодного отчета глава правительства Владимир Путин будет говорить не только об итогах работы в минувшем году, но и о планах на год текущий. В частности, по его словам, депутатов очень интересует вопрос возможного распределения ожидающихся дополнительных бюджетных доходов.

В том, что они обязательно будут, сегодня уже никто не сомневается. Федеральный бюджет на текущий год был рассчитан исходя из средней цены российской нефти Urals 75 долларов за баррель, однако в первом квартале она уже была стоила 100 долларов. Исходя из этого, по словам главного экономиста финансовой компании "Открытие" Владимира Тихомирова, уже можно прогнозировать и объем дополнительных доходов:

- Все зависит от того, какой уровень среднегодовой цены закладывается на этот год. Если исходить из цен на нефть в районе 100 долларов за баррель, то можно говорить о дополнительных доходах в размере около 50 миллиардов долларов, или порядка 1,5 триллионов рублей. Это очень существенное увеличение против запланированного в бюджете, - отмечает Владимир Тихомиров.

Однако вопрос о том, как использовать незапланированные средства, пока остается открытым. В министерстве финансов, например, очень не хотели бы их тратить, что позволило бы существенно сократить дефицит федерального бюджета, установленный сейчас на уровне 3,6 процента ВВП. В Государственной думе же, что и подтвердил ее глава Борис Грызлов, уже задумываются о дополнительных расходах, прежде всего, на социальные программы.

Владимир Тихомиров считает:

- На мой взгляд, оптимально не увеличивать расходы, а увеличивать Резервный фонд правительства и, если будет возможность, перейти к профицитному бюджету. Но надо учитывать реалии. А реалии - это то, что этот год в России выборный. В любой стране, включая Россию, в выборный год увеличивается желание правительства через увеличение финансирования специальных программ получить дополнительные голоса на выборах, и этот год вряд ли будет исключением. Поэтому со стороны парламента можно ожидать увеличения давления на правительство, чтобы существенно расширить расходную часть бюджета.

Директору департамента стратегического анализа компании ФБК Игорю Николаеву близка позиция министерства финансов, стремящегося сберечь большую часть дополнительных доходов. Тем более что траты государства на социальную политику, по его словам, уже сейчас создают серьезные риски для финансовой стабильности государства:

- Государство взяло на себя явно завышенные социальные обязательства. Оно загнало себя в своеобразную ловушку. Чтобы выйти из нее, стали повышать социальный налог. Стали повышать социальный налог – снизилась предпринимательская и инвестиционная активность, начала расти теневая экономика. Теперь президент дает поручение о снижении этого социального налога. В общем, получается такая чехарда. Исходя из этого опыта министерство финансов, конечно, будет достаточно жестко настаивать на своей позиции: дальше наращивать социальные расходы неправильно. Но совершенно очевидно, что в предвыборный и выборный периоды будут дополнительные социальные траты. Это уже популизм, - говорит Игорь Николаев.

Иначе говоря, можно предположить, что на выполнение новых обязательств, в том числе, и в социальной сфере, при изменении благоприятной пока конъюнктуре мировых нефтяных цен у государства может просто не хватить средств. Так ли это на самом деле?

- Резервный фонд составляет сейчас порядка 25 миллиардов долларов. И это против 150 миллиардов, что Россия имела в начале кризиса. Понятно, что если цены на нефть серьезно снизятся по каким-либо причинам - будь то укрепление доллара, будь то замедление мировой экономики, будь то какой-то новый финансовый кризис, - то Россия окажется в более трудном положении, чем три года назад. В этом случае для балансировки бюджета придется увеличивать государственный долг. Но если кризис происходит, то падают цены на нефть, и соответственно, возрастает плата за долг. То есть его придется возвращать на существенно менее выгодных для России условиях. В итоге это приведет к тому, что довольно-таки значительная часть будущих бюджетных расходов придется на обслуживание госдолга, - считает главный экономист финансовой компании "Открытие" Владимир Тихомиров.

Что же касается цен на нефть, то прогнозировать их динамику в условиях восстанавливающейся после кризиса экономики и геополитической нестабильности в отдельных регионах мира сейчас крайне сложно. Однако, по словам директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, цены вряд ли достигнут максимумов 2008 года:

- Недавно прозвучали заявления представителей Саудовской Аравии об избыточности предложения нефти на рынке. Действуют и такие мощные факторы, как сообщения о понижении прогноза кредитного рейтинга Соединенных Штатов со стороны рейтингового агентства Standard&Poor`s. Все это будет толкать нефтяные цены вниз. Поэтому я вполне допускаю, что к концу года мы увидим их существенное снижение - до уровня около 90 долларов за баррель. Россия привыкла, что цена на нефть будет гораздо выше 100 долларов за баррель. И для нее снижение до 90 долларов, а, может быть, и до 80 долларов, что я считаю весьма вероятным, окажется очень болезненным...

В том, что в среднесрочной перспективе России не следует рассчитывать на высокие нефтяные цены, уверен и Владимир Тихомиров. В этих условиях, по его словам, правительству при существующей структуре бюджета будет все сложнее его формировать:

- Недавно министерство экономического развития представило в правительство более оптимистичный прогноз по цене на нефть, на основе которого и будет строиться новый бюджет. Несмотря на это, если не предпринимать мер по увеличению ненефтяной доходной составляющей бюджета (а такие меры можно применять за счет увеличения прямых или косвенных налогов), то его сведение будет получаться при все более и более высокой цене на нефть. Это увеличивает зависимость России от колебаний нефтяных цен, а рассчитывать на очень высокую цену на нефть не приходится, - подчеркивает эксперт.

Согласно последнему прогнозу министерства экономического развития, среднегодовая цена российской нефти Urals в текущем году составит 105 долларов, а в 2012 году - 93 доллара за баррель. При этом министр финансов Алексей Кудрин уверен, что в ближайшие два года она может падать еще ниже - до 60 долларов.
XS
SM
MD
LG