Ссылки для упрощенного доступа

Чиновник, враг инноваций


Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК

Российский частный бизнес должен активно инвестировать в новые технологические разработки, а не "выжимать последние капли из научно-промышленного потенциала советского периода", заявил президент России Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Томске. Чтобы "преодолеть патерналистские и иждивенческие настроения", по его мнению, необходимо увеличивать долю инвестиций, направляемых в инновационные проекты.


Однако пока в России главным конкурентным преимуществом остается административный ресурс, бизнесу выгоднее инвестировать именно в него, а не в передовые технологии, полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев:


— Сейчас у нас модернизация понимается прежде всего в техническом смысле этого слова — инновации, новые технологии, призывы к бизнесу их внедрять. Но этого мало. Если в Томске мы наконец услышим, что проблема в конкуренции — это правильно. Ведь почему бизнесу сегодня фактически не нужны новые технологии? Потому что проблемы конкуренции решаются не через реализацию новых технологий. Там нужны другие рычаги, другие механизмы влияния — административные. Кроме того, если у нас есть, допустим, защита внутренних производителей с помощью пошлин, то конкуренция тоже не очень ощущается.


Инновации сейчас не являются аргументом в конкурентной борьбе, следовательно, нет среды, которая бы стимулировала их внедрение. Значит, надо создавать среду, делать упор именно на то, чтобы экономика, которая сейчас отличается низким уровнем конкуренции, отличалась, наоборот, высоким. Тогда бизнесу деваться будет некуда: если он захочет выжить в такой экономике, ему надо будет внедрять новые технологии и инновации. Вот главное, что надо делать, но полного понимания этого пока не было, к сожалению.


Просто попытаться убрать административные барьеры — недостаточно. Пока чиновничество по-прежнему мотивировано получением своей административно-статусной ренты с бизнеса, проблема останется. Поэтому главное — то, какой у нас административный аппарат. И здесь мы приходим к выводу, что надо проводить реальную административную реформу, не показушную, по образцу середины 2000-х годов, когда мы перетряхивали структуру исполнительной власти или определяли, что у одного министра должно быть два замминистра. Это не административная реформа. Настоящая административная реформа — это когда у нас появляется эффективный административный аппарат. Вот и получается: если мы хотим инновационную экономику, надо, чтобы в экономике был высокий уровень конкуренции — именно тогда она будет восприимчива к инновациям. Нужна такая экономика — необходима реальная административная реформа. То есть, когда мы потянули за что-то одно, выясняется, что нам надо сделать и то, и то, и это — и это гораздо больше, чем то, на что вроде бы власти сегодня могут пойти. Вот в этом большая проблема, но не осознавая ее и не делая необходимых вещей именно в такой последовательности, никакой инновационной экономики мы не получим. Все взаимосвязано.


А пока если у компании появился какой-то конкурент, то она договорится с чиновником (за определенную мзду, естественно), что у этого конкурента возникнут проблемы и он уйдет с рынка. Вот как реально решаются проблемы конкуренции. Зачем бизнесу что-то внедрять, изобретать какие-то новые продукты? Реальность, увы, такова, что в нынешних условиях это будет и дороже, и менее действенно.

XS
SM
MD
LG