Одесская трагедия: отчет без выводов

Траур в Одессе

Комиссия Верховной Рады Украины представила проект отчета о вспышке насилия в Одессе 2 мая 2014 года

В Киеве 11 сентября временная комиссия Верховной Рады Украины представила общественности проект отчета о кровавых столкновениях в Одессе 2 мая этого года. Делать выводы, кто виноват в майской трагедии в городе, еще слишком рано – это основная мысль документа.

Всего комиссий, расследовавших события 2 мая 2014 года, было три: одна из них была создана в середине мая в Верховной Раде, вторая – в Одесском областном совете и третья, независимая, – "Группа 2 мая". Комиссия областного совета уже прекратила работу, посчитав ее бессмысленной из-за отсутствия доступа к секретным документам. С проектом отчета парламентской комиссии тоже возникли некоторые проблемы. Одна из участниц этой комиссии, депутат из Одессы, отказалась поставить подпись под документом. Об этом рассказала заместитель главы Одесской областной госадминистрации Зоя Казанжи:

Зоя Казанжи

– Временная следственная комиссия Рады сделала определенные выводы и признала, что доступ к получению официальных документов был затруднен, поэтому тот формат, который они предусматривали, у них не получился. Комиссию возглавил народный депутат от Партии регионов, который сейчас перешел в партию "Сильная Украина", Антон Киссе и одна из членов комиссии Светлана Фабрикант – это тоже народный депутат из Одессы. Она вчера отозвала свою подпись, будучи несогласной, настаивая на том, что в момент подготовки выводов комиссии кто-то внес изменения в текст. Комиссия областного совета пару недель назад прекратила существование, объявив, что затруднен доступ к официальным документам. Официальные органы, насколько я понимаю, мотивируют это тайной следствия и тем, что для проведения действительно качественного расследования они не могут обнародовать следственные материалы. И по законодательству они, конечно же, имеют на это право. С десятых чисел мая в Одессе работает общественная комиссия, она называется "Группа 2 мая", куда вошли журналисты, которые были очевидцами событий, – говорит Зоя Казанжи.

Представленный комиссией Верховной Рады документ является проектом отчета о расследовании. Депутаты установили, что 2 мая в Одессе погибли 48 человек, большинство из них – в результате пожара в Доме профсоюзов. И один из главных вопросов: почему на месте трагедии своевременно не оказались пожарные службы? Вот, что говорится об этом в проекте отчета:

"Из письменных объяснений начальника дежурной смены Оперативного координационного центра Швыденко Ю.М.: он получил по телефону приказ от заместителя начальника Главного управления по реагированию в чрезвычайных ситуациях Губая В.В. в дальнейшем направлять пожарно-спасательные подразделения для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в местах массового пребывания людей только по распоряжению начальника Главного управления, его первого заместителя и заместителя по реагированию в чрезвычайной ситуации".

Пожар в Доме профсоюзов в Одессе. 2 мая 2014

"Информация о пожаре в Доме профсоюзов поступила в оперативно-координационный центр государственной службы по чрезвычайным ситуациям по Одесской области в 19.45. Дежурная смена ОКЦ после получения сообщения о возгорании в здании Дома профсоюзов должна была направить силы и средства по повышенному Уровню №2.

Согласно письменным объяснениям заместителя начальника Главного управления по реагированию в чрезвычайных ситуациях Губая В.В., Швиденко Ю.М., Коевой С.М. и диспетчера дежурной смены ОКЦ Пономаревой Л.В., начальник Главного управления ГСЧС Украины по Одесской области Боделан В.Р. в телефонном режиме в 19:32 позвонил в ОКЦ и сообщил, что он находится на Куликовом поле, где происходит силовое противостояние, и отметил: технику и личный состав направлять только по его команде. Согласно его устному приказу, дежурная смена не направила пожарно-спасательное подразделение на место вызова.

По утверждению Боделана В.Р., с целью недопущения угрозы жизни спасателей и учитывая ситуацию с захватом пожарного автомобиля, который случился тремя часами ранее по пер. вице-адмирала Жукова (в 16:12 пожарная машина, выехавшая на вызов о загоревшемся автомобиле, была захвачена частью митингующих и использовалась для тарана баррикад. В пункт постоянной дислокации автомобиль вернулся только в 19:20. – Прим. ред.), он взял на себя ответственность за отправление пожарно-спасательных подразделений на место событий. Таким образом, только в 19:55 было дано распоряжение о направлении на Куликово поле одного отделения государственной пожарно-спасательной части № 2.

Распоряжение о направлении на место события отделения на автоцистерне и автолестницы получено только в 20:07".

К месту пожара спасатели с необходимыми средствами прибыли лишь в 20:09.

Столкновения в Одессе. 2 мая 2014 года

У депутатов Верховной Рады Украины был доступ к закрытым документам расследования одесской трагедии. Однако, по словам главы временной специальной комиссии Антона Киссе, эти данные не могут быть опубликованы и преданы огласке. Хотя об итогах парламентского расследования говорить рано:

– Это не выводы комиссии, это проект отчета, который представлен на заседании Верховного совета Украины. И мы надеемся на то, что нам удастся сделать так, чтобы Верховный совет включил его в повестку дня и данный вопрос был бы рассмотрен на пленарном заседании сессии Верховного совета Украины. Мы четко пишем, что считаем важным и необходимым заслушать на этом заседании информацию от генерального прокурора Украины, от начальника СБУ Украины и начальника МВД Украины – по ходу расследования тех фактов, которые произошли 2 мая. Сегодня только часть материалов передана судебным органам для рассмотрения. Фигурируют и опрошены около 700 человек. В своем отчете, безусловно, за основу брали именно информацию от руководства следственных служб Украины. К сожалению, есть ряд вопросов, на которые мы ответить не можем, потому что они под грифом "секретно". Естественно, мы имеем право ознакомиться с ними, но не имеем права оглашать, согласно законодательству Украины. И это ограничивает сегодня на этом этапе возможность высказать точку зрения или отобразить в отчете информацию. Надеемся, что в ближайшем будущем, после окончания следственных действий, абсолютное большинство тех засекреченных документов рассекретят и можно будет ознакомиться публично с содержимым этих документов, – уверен Антон Киссе.

Координатор "Группы 2 мая", которая занимается независимым расследованием, Татьяна Герасимова, говорит, что и она, и ее коллеги не намерены прекращать работу. Она лишь удивлена тем, что местные депутаты, имеющие больше полномочий и возможностей, нежели представители общественной комиссии, так быстро отказались от продолжения расследования. По словам Татьяны Герасимовой, "Группа 2 мая" намерена правдиво восстановить события дня трагедии:

Нас интересует доступ к судебно-медицинской экспертизе трупов погибших, а нам доступа к ней не дают, без этой информации практически невозможно ответить на вопрос, от чего же на самом деле погибли люди

– Наша комиссия работу прекращать не собирается, мы продолжаем проводить свое расследование. Действительно, есть проблемы с доступом к информации. Мы пользуемся нашим украинским законом о доступе к публичной информации, как обычные граждане, и правами журналиста, которые предоставлены нам законом о прессе. Практически все, к кому мы обращались, государственные структуры, вплоть до Министерства внутренних дел, отвечали нам на наши запросы. Другое дело, что очень многие вещи, которые нас реально интересуют, содержатся под грифом "тайна следствия". Скажем, нас интересует доступ к судебно-медицинской экспертизе трупов погибших, а нам доступа к ней не дают, без этой информации практически невозможно ответить на вопрос, от чего же на самом деле погибли люди – от пожара или от каких-то иных воздействий. Многие горожане говорят, что, возможно, людей там убивали из огнестрельного оружия, а потом они просто сгорели – вот это мы проверить не в состоянии. Поэтому мы пользуемся своими, абсолютно легальными журналистскими методами, такими как поиск инсайдерской информации, опросы свидетелей. В опросах свидетелей открываются достаточно важные вещи, которые нам приходится потом уже сопоставлять с ответами на наши запросы и со свидетельскими показаниями из других источников, – рассказывает Татьяна Герасимова.