14 мая на проспекте Сахарова в Москве прошел митинг против программы реновации, предусматривающей снос аварийных жилых домов и переселение москвичей в новые районы. Организаторы акции уверены, что московские чиновники готовят "гигантскую аферу по разрушению города".
Участники митинга против реновации в Москве приняли резолюцию с требованием к властям отклонить законопроект о сносе старых домов, который, по мнению протестующих, нарушает Конституцию, а именно их право на частную собственность. Активисты выразили недоверие мэру Москвы Сергею Собянину и обвинили его, в частности, в "развале столицы", "истреблении медицинских и образовательных и учреждений", а также уничтожении истории и облика столицы.
Всего в митинге против реновации в Москве, по данным волонтеров независимого проекта "Белый счетчик", участвовали около 20 тысяч человек. Организаторы акции заявили о 60-80 тысячах участников, полиция – о пяти. Оппозиционера Алексея Навального вместе с его семьей вывели с митинга. Радио Свобода вело прямую трансляцию с мероприятия.
4 мая мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о подготовке реализации программы реновации жилого фона. На нее выделяется 96,5 млрд рублей. В документе говорится, что средства пойдут на формирование земельных участков для строительства новых домов, подготовку дополнительных площадок для строительства "стартовых" домов для переселения, а также выполнение предпроектных и проектных работ.
Президент России Владимир Путин заявил, что программа расселения старых домов в Москве не должна нарушать фундаментальные права граждан.
Ранее спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин предложил отложить второе чтение законопроекта о реновации до начала июля (в первом чтении закон был принят 20 апреля. – РС). По мнению Володина, за это время необходимо провести проработку поправок и их экспертное обсуждение.
Уже 15 мая московские власти начинают опрос жителей домов, попавших в программу реновации, который продлится месяц. Согласно постановлению мэрии, если ни один из собственников не принял участия в голосовании, то квартира считается выступившей за реновацию. В комитете Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ эту систему назвали незаконной.
Также противники реновации жаловались на нападения: активистке Юлии Галяминой порезали колеса автомобиля, депутат ГД от КПРФ Сергей Шаргунов рассказал о поджоге квартиры, администратор группы "Москвичи против сноса (против реновации)" в Facebook Кэри Гуггенбергер сообщила, что 19 апреля ее избили четверо мужчин.
О том, почему программа реновации вызвала массовый протест москвичей, рассказала одна из организаторов митинга, журналист Екатерина Винокурова:
– Вас лично программа реновации касается?
Я защищаю свой район Северное Измайлово, свой дом и любимый сад, свою липу под окнами
– Я живу в кирпичной пятиэтажке так называемой индивидуальной серии, срок эксплуатации которой рассчитан на 150 лет. У меня пятиэтажка с лифтом, мусоропроводом. Весь наш ЖСК высказался категорически против сноса наших четырех домов, но вокруг нас под снос попадают все дома, и наши четыре оказываются на островке. По этому закону наш дом можно обвести как зону реновации, и снести нас, даже не спрашивая. То есть нынешний законопроект, который лежит в Госдуме и который приняли в первом чтении, допускает такой совершенно бандитский отъем дома. И конечно, я защищаю свое Северное Измайлово, свой дом, свой любимый сад, свою любимую липу по окнами.
– Почему так быстро в первом чтении был принят этот закон?
Обнаглевшая "элитка" оторвалась от реальности, они не знают, как живут люди
– Мои знакомые депутаты говорят, что мэрия отнеслась к ним просто как к роботам, которые должны нажать на правильные кнопки и сделать все, чтобы порадовать мэрию. Там не было ни диалога, ни какого-то минимального уважения, этот закон принимался просто под прямым давлением мэрии. Потому что московский мэр Сергей Собянин – один из самых влиятельных людей в нашей стране. Они рассчитывали, что люди будут просто счастливы, но оказалось, что наша обнаглевшая "элитка" настолько оторвалась от реальности, от того, как живут люди... Во-первых, у них явно у каждого не по одной квартире, и они не понимают, что такое переезд из единственного жилья в единственное жилье. Они не понимают, насколько для людей важна среда обитания, насколько для них важно, где именно расположена квартира. Они не понимают даже такой детали, что люди вкладывают деньги в свое жилье, делая ремонт, и для человека переезд – это не только стресс, а еще и траты – несколько миллионов рублей на ремонт, а у людей нет этих денег. Они не понимают, что такое комфортная среда обитания, потому что, конечно, на своих индивидуальных участках, в своих дворцах они выращивают любые растения, а для нас очень дороги наши аллеи, наши парки, наши зеленые общественные пространства. Они этого не понимают! Это просто конфликт двух планет, которые внезапно пересеклись в очень болезненной для людей точке, – считает журналист Екатерина Винокурова.
Муниципальный депутат московского района Гагаринский Елена Русакова считает, что проблему переселения москвичей из ветхих и аварийных домов можно было решить без специально задуманной властями программы реновации, которая выгодна московскому строительному бизнесу:
– Для расселения ветхого жилья и обновления жилого фонда достаточно действующей программы "Жилище". И поправками тот законопроект, который сейчас предлагают, невозможно улучшить, его можно только отклонить.
– Люди, пришедшие на митинг - только те, кого затрагивает эта программа реновации?
Эта программа затрагивает всех москвичей, просто не все пока это поняли
– Скажем так, это люди, которых эта программа затрагивает. Но на самом деле эта программа затрагивает всех москвичей, просто не все это пока осознали. Если на месте малонаселенного зеленого квартала пятиэтажек вырастает квартал башен, плотно поставленных друг к другу, и в целом по Москве это означает увеличение численности населения на несколько миллионов человек, то это означает катастрофу для города – транспортную, экологическую, социальную и техническую. У нас перегружены сети, и это означает, что техногенные катастрофы неминуемы. Так что затронет это всех, просто не все еще разобрались. И речь идет не о пятиэтажках, а о любых домах. Вот чтобы все поняли, какую это представляет угрозу, требуется время, но пока дошло не до всех.
– Почему московские власти сейчас так активно продвигают эту программу, чем она им выгодна? И кому она еще выгодна, кроме Собянина и его окружения?
Московский стройкомплекс привык к сверхприбылям – 300–500 процентов, такой наживы нет ни в одной отрасли
– Честно говоря, никакого смысла в этой программе, кроме удовлетворения страсти стройкомплекса к сверхприбылям, невозможно найти. Предлагались иные решения, связанные с достаточной нагрузкой стройкомплекса. Например, сейчас есть огромный массив построенного, но не распродаваемого жилья, и за гораздо меньшие средства бюджета, чем требуют сейчас на программу реновации ее организаторы, можно было бы выкупить квартиры в достаточном количестве для всех желающих переехать, для очередников, для всех нуждающихся, расселить их. И город мог бы выкупить в пятиэтажках квартиры тех, кто хочет уехать из них, а сами пятиэтажки и подобные им старые дома реконструировать. Это гораздо дешевле, на 40 процентов дешевле получается, чем снос и расселение. Но подобная программа означает хотя и достаточную прибыльность для стройкомплекса, но не такую, к которой они привыкли, не 300–500 процентов. У нас стройкомплекс, можно сказать, сошел с ума, потому что они привыкли к такой наживе, какой нет ни в каких других отраслях, и они хотят оставаться на этом уровне. Но для этого им нужна фактически пирамида, когда они непрерывно наращивают объемы строительства. Но это невозможно! И получается, что у нас вместо правительства Москвы только агенты этого стройкомплекса, который работает сам на себя, он не работает на город, на страну, на людей.
– Верите ли вы обещаниям Путина и Собянина, что все пожелания москвичей при переселении будут учитываться по закону?
Закон таков, что права там неизбежно нарушаются
– Во-первых, закон таков, что права там неизбежно нарушаются, притом фундаментальные права, например, право собственности. Во-вторых, если учитывать пожелания, такой закон закон не нужен и он не сможет работать. Скажем, люди говорят: мы не хотим уезжать из своего района. Например, наш Гагаринский район почти центральный, очень зеленый, благополучный, престижный, и у нас тоже есть кварталы пятиэтажек. Прекрасное место около метро. И люди говорят, что не хотят никуда уезжать. Людям говорят, что они получат жилье в этом же районе, но, простите, у нас в районе нет земли под новое строительство, и в соседних районах нет. Поэтому единственное, куда могут людей отселять, это куда-то очень далеко, где нет той инфраструктуры, той обстановки, зелени, ничего там нет. Поэтому понятно, что пожелания учесть невозможно. Вот если бы реконструировались, ремонтировались дома, как это делается всюду, где эти дома строились, во всех странах бывшего социалистического лагеря, они прекрасно существовали бы. Но у нас такой задачи не ставится, – рассказала муниципальный депутат Елена Русакова.
По официальным данным, общая площадь домов устаревшего жилищного фонда в Москве – 25 миллионов квадратных метров. На них проживает около 1,6 миллиона человек.
Эксперты, критикующие реновацию, считают, что необходимо "более четко прописать обеспечение прав граждан по поводу получения нового жилья", дать более ясное определение термину "реновация жилищного фонда" и конкретизировать понятие "равнозначное жилое помещение", которое предоставят гражданам взамен снесенного.
Законопроект отводит жильцам пятиэтажек два месяца на подписание документов о переселении. В противном случае московские власти получат право добиваться переселения через суд. При этом обжаловать решение суда жильцы смогут лишь в части, которая касается "равнозначности" новой квартиры, но не смогут оспорить сам факт переселения.
В проекте нет норм, которые регулируют действия с жильем в залоге (например, того, которое приобретено в ипотеку).
Законопроект не дает собственнику права отказаться от предложенного городом варианта, если он соответствует формальным требованиям (по метражу и количеству комнат), но не устраивает по другим причинам: не тот этаж, угловое расположение, теневая или солнечная сторона, расположение комнат, метраж кухни и иных помещений.