"С Богом жить легче"

Считается, что блогера Руслана Соколовского светский суд приговорил к 3,5 годам лишения свободы условно за ловлю покемонов в православном храме. Впрочем, блогер усугубил свою ситуацию тем, что разместил в сети ролики, которые суд признал оскорбляющими религиозные чувства верующих. Однако церковь сама охотно обживает интернет. Яркий пример –интернет-проект "Батюшка онлайн", родившийся в Ульяновске в 2011 году и получивший международный статус. Его называют одним из самых успешных медиапроектов РПЦ.

"У нас сегодня крутые батюшки! Можно сделать с ними селфи и зачекиниться", – провозглашает основатель и руководитель проекта "Батюшка онлайн" Надежда Земскова, обращаясь к старшеклассникам средних школ Ульяновска, собравшихся в зале областного Дворца творчества детей и молодежи. Сидящие на сцене православные священники отец Савва и отец Андрей смущены явно не церковным языком, но не протестуют. Они пришли отвечать на вопросы о духовности, но им устроили квест, предложив дать определение терминов "себяшка", "версус-баттл", "хайпить", "шильдик" и "сушка".

Проект "Батюшки Онлайн" – live-версия. На сцене (слева направо) – о. Андрей Коршунов, о. Савва Марков и инициатор проекта Надежда Земскова

Земсковой 31 год, но она старается казаться для сидящих в зале школьников если не ровесницей, то "своей", для чего активно использует молодежный сленг: "Одиннадцатая школа качает!", "Блогеры хайпятся на теме Дианы Шурыгиной" (Диана Шурыгина– 17-летняя девушка из Ульяновска, обвинившая молодого человека в изнасиловании и ставшая звездой программы "Пусть говорят", которая посвятила этой теме четыре выпуска. – РС).

Ходите в храм, участвуйте в таинствах, соблюдайте заповеди, молитесь и уповайте на волю Господа

Встреча со школьниками преподносится как празднование дня рождения проекта "Батюшка онлайн", которому в апреле исполнилось шесть лет. Суть проекта в том, что православные священники ведут консультации в интернете: они отвечают на вопросы, касающиеся Священного Писания, веры и церковной жизни, особенностей литургии и таинств, а также – с позиций православия – общаются с интернет-пользователями на тему любви и отношений, брака и разводов, абортов и воспитания детей, жизни и смерти и так далее. Консультации ведутся как на официальном сайте проекта, так и на страницах в социальных сетях. Впрочем, если вчитаться в ответы батюшек на вопросы, требующие компетенции психолога, становится ясно, что они зачастую носят общий характер и сводятся к набору стандартных рекомендаций: ходите в храм, участвуйте в таинствах, соблюдайте заповеди, молитесь и уповайте на волю Господа.

Надежда Земскова вручает приз участнику встречи с батюшками

В проекте, как заявлено в рекламном буклете, участвуют более сотни священников из разных регионов России и из-за рубежа. Организаторы утверждают, что за шесть лет работы священники ответили на 200 тысяч вопросов. Патриарх Кирилл одобрил проект и лично попросил Земскову привлекать к работе "самых лучших батюшек". Два года назад батюшки вышли в реал, появилась live-версия: священники-консультанты пошли в школы, вузы, училища.

Во Дворце творчества собрали около трехсот учеников 8–10-х классов из четырех ульяновских школ. Им презентуют "живую" версию проекта: батюшки отвечают со сцены на вопросы школьников, которые те отправляют ведущей на мобильный телефон. Но сначала детям показывают телевизионный сюжет местной ГТРК "Волга", в котором "Батюшка онлайн" назван самым успешным проектом РПЦ, а хоккеист Владислав Третьяк признается, что все свои победы посвящает Господу. Надежда Земскова говорит в этом сюжете, что миссия проекта – нести свет православия.

Перед школьниками выступает директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Ульяновской области Оксана Солнцева. "С Богом жить легче. Желаю каждому из вас это понять. Чем раньше вы это поймете, тем лучше", – говорит она. (От комментария Радио Свобода Солнцева отказалась.)

Директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Ульяновской области Оксана Солнцева призывает школьников жить с Богом

Потом пошли вопросы батюшкам, в основном личного плана – про любовь и отношения. "Я рассталась с парнем, переживаю… Почему человек говорит, что любит, а потом бросает?" Зачитав вопрос, ведущая шутит: "Весна, тема топовая". Священники на сцене говорят о том, что надо любить и прощать, жить праведно, противостоять греху. На экране как бы в тему возникает видеоролик, где московский батюшка Павел Островский сообщает школьникам, что любая интимная связь до брака – это блуд, а блуд – это страшный смертный грех. "Очень хороший ответ", – говорит Земскова, называя отца Павла своим любимым блогером.

Этот православный видеоблогер появится на экране еще дважды, причем с полюбившейся ему и организаторам мероприятия темой блуда. "Как можно спать с девушкой, если ты не ее муж? Если ты мужик, не распускай руки, в противном случае вы не мужики, а тряпки, и нечего удивляться, что на вас ведутся одни швабры", – мечет громы батюшка. "Получи, фашист, гранату", – комментирует ведущая. Некоторые дети хихикают. "Любовь – это любить, даже когда тебя не любят", – в свою очередь наставляет школьников Надежда Земскова.

Чтобы хорошо учиться, надо помолиться Сергию Радонежскому, держать рядом икону Божией Матери "Прибавление ума", а также погуглить молитву "Перед учением"

Вопрос из зала: "Где найти порядочную девушку? Почему они такие корыстные или легкодоступные?" Батюшки-консультанты советуют искать себе пару в молодежном православном клубе или в храме. "Кому молиться, чтобы хорошо учиться?" С Божьей помощью все получится, для этого надо помолиться Сергию Радонежскому, держать рядом икону Божией Матери "Прибавление ума", а также погуглить молитву "Перед учением". "И завтра все сплошные медалисты будут", – резюмирует Земскова."

"За что судят блогера Соколовского – за ловлю покемонов или за что-то другое?" – обращается к детям отец Савва. Школьница по имени Настя решается ответить: "Он неоднократно упоминал православие, отрицательно относился к вере, неадекватно высказывался, поэтому его осудили". Ученица получает приз за ответ, а священник уточняет: "Этот человек распространял оскорбительные материалы о нас, православных христианах. Это большое достижение гражданского общества, что нельзя безнаказанно друг друга оскорблять".

Клирик Симбирской епархии Московского Патриархата протоиерей Андрей Коршунов раздает школьникам иконы

Встречу со школьниками Земскова провела в заводной манере диджея, перемежая вопросы батюшкам рекламой кинотеатра, парикмахерского салона, цветочного магазина и фитнес-клуба: "Кто знает пасхальный тропарь, тому дарим вот эту куклу!" Подобный интерактив свойствен, скорее, протестантским церквям, а диалог ведущей с залом был похож на литанию: "А кто сильнее Бога, ребята? – Никто! – Конечно, никто! Если мы с ним, то у нас "крыша" на небесах, чего и кого нам бояться?" Фразу про "крышу на небесах" Земскова произнесла дважды, она постоянно повторяет ее в своих интервью. Встреча закончилась раздачей иконок. В видеоотчете об этой встрече, размещенном на сайте администрации Ульяновска, Земскова назвала live-версию проекта "новым интерактивным форматом". "Все это мы делаем для того, чтобы наша молодежь была по-настоящему счастливой, а ее будущее светлым и добрым", – считает она.

Отзывы о мероприятии оказались противоречивыми. Вот мнения школьников школы №21 о состоявшемся разговоре о духовности:

Все равно непонятно. Тебе говорят, что надо верить в Бога, но на вопросы ответа ты не получаешь​

– Все равно непонятно. Тебе говорят, что надо верить в Бога, но на вопросы ответа ты не получаешь.

– Откуда священнику знать, например, что такое "сушка" – зачем это? (Сушка тела – термин из бодибилдинга, способ сделать тело рельефным, спортивным, без лишнего подкожного жира. – РС)

– Стало понятнее, как справляться с трудностями, которые есть в нашем возрасте. Что не нужно совершать суициды, делать глупости, тратить жизнь на пустяки. С родителями эти вопросы тоже обсуждаем, но школа предоставляет замечательную возможность задать их не только родителям, но и посоветоваться с более опытными людьми, которые разбираются в этом глубже. Школьные психологи – да, они тоже работают, но они не батюшки, они не так близки к церкви. Когда получаешь ответ от человека, который ближе к чему-то святому, на душе легче и спокойнее становится.

– Не думаю, что ответа "молитесь" мне достаточно, нужно обращаться к специалисту, разговаривать с близкими людьми на волнующие темы, так будет проще. Но лишняя поддержка со стороны батюшек не помешает. Хотя я к психологу пошла бы более охотно, мне это интереснее.

Коллективное фото школьников с батюшками-консультантами

– Было не нудно, – отзывается о встрече педагог 21-й средней школы Светлана Сиразетдинова, которая ведет предметы из курса "Основы религиозных культур и светской этики". – Понравилась ведущая – активная, позитивная, современная. Думали сначала, что вместо нее будет кто-то из религиозного окружения. Она смогла спуститься на уровень детей и говорить на их языке. Мы, учителя, повозмущались этим сленгом, десятиклассникам хотелось кого-то посерьезнее, а восьмой класс в восторге.

Бывают психологи, которые выслушают, но дадут такой совет, что хочется удавиться

Завуч по воспитательной работе 21-й школы Елена Ефимова говорит, что формат встречи и ее содержание детям понравились: они ожидали, "что человек в рясе будет долго рассказывать о том, как правильно жить", но в итоге многие нашли отклик своим мыслям и чувствам. Ефимова не согласна, что большинство заданных на встрече вопросов следовало бы адресовать близким или психологу, а не священнику:

– Бывают психологи, которые выслушают, но дадут такой совет, что хочется удавиться. Люди разные: кому-то лучше пойти к подруге, к маме, к психологу, а кому-то надо, чтобы его просто выслушали, он сам понимает, что случилось, сам знает, как правильно, но ему нужна поддержка, и он ищет ее у батюшки.

Впрочем, есть среди ульяновских педагогов и другие мнения о таких встречах священников со школьниками.

Если с батюшкой селфи можно сделать, значит он "наш". Но какой же он – наш? Пока не созреешь для первого похода в церковь, нельзя к этому приближаться​

– Если честно, мне в какой-то момент хотелось просто увести детей с мероприятия, но понятно, что потом мне бы дали по шапке, потому что в зале сидело начальство, – говорит ульяновский педагог, попросивший не называть его имени. – Боюсь, что у детей останутся в восприятии ролики про блуд, а это неправильное представление о церкви. Ученики мне говорили, что дети-мусульмане посмеивались над происходящим: как можно напоказ выставлять такие интимные вещи? Получается, что священников представляют в ложном свете. Если с батюшкой селфи можно сделать, значит он "наш". Но какой же он – наш? Пока не созреешь для первого похода в церковь, нельзя к этому приближаться. Мои дети крещеные, они знают Символ Веры, но сам на такие мероприятия я их не пущу.

Этот школьный педагог также считает, что в обществе и в образовании происходит непонятный перекос в сторону церкви:

Если мы продолжим в том же русле, то я не знаю, какое будет отношение к РПЦ​

– Как будто кто-то дал отмашку и начал рьяно действовать. У меня эти вещи вызывают обратный эффект. Проект увели в бюрократизм. Я не откажусь от веры, но барьеры против бюрократизации становятся все более проницаемыми. В итоге мы будем говорить детям, что такое хорошо и что такое плохо, не наполняя форму духовным содержанием. Как исполнителю мне придется придерживаться посылов сверху – один в поле не воин. Но если мы продолжим в том же русле, то я не знаю, какое со временем будет отношение к РПЦ.

За два года live-версия "Батюшки онлайн" опробована в полутора десятках ульяновских школ. В одном из интервью Надежда Земскова сообщает, что ее проект является ступенькой на пути к церкви. А в другом интервью она подтверждает, что миссия проекта – "реальное воцерковление". Судя по словам ученицы гимназии №13 Дарьи Шаровой, миссия выполнима.

– Существует возможность пообщаться с батюшкой в интернете, но живое общение еще более ценно. Многие подходят к батюшкам и после таких встреч – попросить благословения и молитв о своих близких, поговорить о чем-то личном, – говорит эта школьница в видеосюжете на сайте мэрии, читая заранее заготовленный текст. – Много моих сверстников стали ходить в храм. И я сама пришла к вере благодаря этому проекту!

Проект пользуется поддержкой региональной и муниципальной власти. Бывший министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба рассказала "Интерфаксу", что ее коллеги "без раздумий решили поддержать этот прекрасный проект". Губернатор области Сергей Морозов в предисловии к книге "О любви", выпущенной в связи с пятилетием проекта, говорит, что "Батюшка онлайн" ведет работу "совместно с Министерством образования" и что с появлением проекта "многие люди стали ближе к Богу".

Без административной поддержки министерства и городского управления образования "живые" встречи школьников с батюшками вряд ли были бы возможны: приглашения на такие мероприятия рассылаются централизованно директорам школ и завучам, хотя и дети, и педагоги говорят, что посещают их добровольно. На информационных пилонах вдоль центральной улицы Гончарова, которые обслуживает муниципалитет, размещена реклама "Батюшки онлайн". В городском отделе архитектуры сообщили, что информация размещена бесплатно по инициативе областного правительства.

В 2015 и 2016 году проект "Батюшка онлайн" на конкурсной основе получал государственные субсидии для социально ориентированных НКО – 270 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно. Получателем этих грантов стал фонд "Содействия развитию культуры и духовности "Агафон", директором фонда является Надежда Земскова, а его юридический адрес совпадает с адресом одного из подразделений Симбирской епархии. Земскова дала много интервью изданиям, лояльным к ее проекту, в частности, изданиям православной направленности, но от интервью для Радио Свобода уклонилась, на днях она стала членом общественной палаты Ульяновской области нового созыва по квоте губернатора.

Информационные пилоны в центре города

Учитывая миссионерские цели проекта, противоречат ли встречи православных священников со школьниками и студентами светскому характеру государства, закрепленному в Конституции РФ? Мнения экспертов разделились. Закон "Об образовании в РФ" утверждает светский характер образования в стране, в нем также сказано, что "педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них". В соответствии с федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство "не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания", а также "обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

– Отделение светского образования от церкви подразумевает, что не будет призыва к прямой молитве на уроке, – комментирует ситуацию преподаватель-религиовед, заместитель председателя миссионерского отдела Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ Василий Дронов.

В школах запрещено богослужение, но священник, мулла или деятель какой-нибудь партии, имеющей свою идеологию, прийти в класс может – это не запрещено​

– На таких встречах не происходит никаких богослужений, – соглашается с этим мнением ключарь Спасо-Вознесенского кафедрального собора, протоиерей Дмитрий Савельев. – В школах запрещено богослужение, но священник, мулла или деятель какой-нибудь партии, имеющей свою идеологию, прийти в класс может – это не запрещено. Школьники изучают курс основ православной культуры, мировые религиозные культуры, поэтому я иногда прихожу на родительские собрания, объясняю содержание курса. Тут нет юридических проблем, есть только добрая воля администрации школы.

Заостряя внимание на православии, преподаватель одну из религий делает "равнее" остальных, нарушая основной закон​

– Я думаю, противоречит Конституции не проект "Батюшка онлайн", а деятельность учителя общеобразовательной школы, который, действуя от имени государства, привлекает к учебно-воспитательному процессу кого-то из "батюшек онлайн" либо, наоборот, ведет свой класс на мероприятие к батюшкам, – говорит независимый юрист Надежда Семенова. – Заостряя внимание на православии, преподаватель одну из религий делает "равнее" остальных, чем нарушает ст. 14 Конституции. ("Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". – РС).

Светское – не значит атеистическое​

– Светское – не значит атеистическое, – спорит клирик Пантелеймоновского храма Ульяновска иеромонах Савва Марков, один из тех самых "крутых" батюшек, говоривших со школьниками во Дворце творчества. – Школьники должны иметь опыт общения с разными людьми, и если такого общения нет, происходит искажение картины мира. В Конституции записано, что у нас нет общеобязательной религии и идеологии. Поэтому школьнику важно дать опыт разных культур, но у него должна быть какая-то основа. Поэтому большую часть времени он должен посвятить знакомству с культурой своего народа, в том числе с верой.

И все же присутствие православия в ульяновских общеобразовательных школах более заметно в сравнении с другими религиями. Это во многом определяется как позицией администрации конкретной школы, так и политикой городского управления образования, а также общероссийской тенденцией сближения государственной власти и РПЦ. До 2012 года городское управление образования возглавляла Людмила Соломенко, которая отличалась религиозностью и держала в рабочем кабинете иконы. При ней администрации школ получали указания в обязательном порядке вывозить школьников на православные выставки и экскурсии по храмам. Соломенко также велела повесить в нескольких школах репродукцию иконы Божией Матери "Прибавление ума". Пока она была начальником управления, в школах произошли как минимум две конфликтные ситуации на религиозной почве.

Летом 2010 года мусульманская община Ульяновска возмутилась тем, что в Мариинской гимназии появилась галерея портретов русских святых, похожих по манере исполнения на иконы. Кроме того, в этой гимназии, не являющейся православной, появилась домовая церковь. Гимназию в то время посещало около 60 детей из татарских семей. Лидеры общины опасались, что в окружении православных символов дети-татары будут дезориентированы в своих традиционных религиозных установках. Региональное министерство образования встало на сторону администрации школы, прокуратура заключила, что домовая церковь в гимназии для богослужений не используется, а изображения святых – это всего лишь картины, а не предметы культа. Директор школы Ирина Цветкова сказала тогда в интервью Радио Свобода, что 70 процентов опрошенных детей и родителей высказались за восстановление домовой церкви, которая была там до революции, и что инициативу поддержал губернатор.

Мнение большинства решило исход и другого противостояния, случившегося приблизительно в то же время в ульяновской гимназии №33. Один из родителей подарил школе написанную им икону святого Николая Угодника, которую повесили в фойе.

– Мусульмане организовали несколько сходов, требуя снять икону, – вспоминает директор гимназии Николай Прокофьев. – Тут было столпотворение родителей – и с этой, и с той стороны, целые делегации ходили. Министерство приезжало, оно и поддержало мнение родителей в конце концов.

Родительский комитет икону отстоял, директор Прокофьев в итоге подчинился мнению родителей, хотя сам считает, что в фойе, где бегают дети, иконе не место.