Ссылки для упрощенного доступа

Присяжные устали от дела Политковской


Анна Политковская
Анна Политковская

Трое присяжных заседателей отказались участвовать в процессе по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты"

Председательствующий в процессе по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской распустил коллегию присяжных, которая участвовала в слушаниях на протяжении последних нескольких месяцев. Причина – неявка в суд достаточного количества заседателей. Защита подсудимых считает, что роспуск коллегии состоялся не без участия государственных обвинителей. Адвокат потерпевших полагает, что присяжные могли попросту потерять интерес к затянувшемуся процессу.

Сразу трое присяжных заседателей сегодня направили в Московский городской суд телефонограммы о невозможности дальнейшего участия в процессе по делу об убийстве Анны Политковской. Одна сослалась на необходимость проходить плановое обследование в связи с хроническим заболеванием, другой также привел доводы, связанные со здоровьем, третья заседательница сообщила, что должна ухать в длительную командировку. В результате оставалось всего 11 присяжных в связи с чем гособвинители обратились к председательствующему с просьбой о роспуске коллегии. Защита подсудимых возражала, заявляя, что следует проверить поступившие сообщения и удостовериться в правдивости сообщений присяжных. Но адвокаты не были услышаны.

Председательствующий Павел Мелехин постановил коллегию распустить и назначить отбор новой коллегии на 14 января 2014 года. Жюри, начавшее рассматривать дело об убийстве Анны Политковской, продержалась несколько месяцев. Присяжные (изначально их было двадцать: 12 основных и 8 запасных) потихоньку выбывали из слушаний по тем или иным обстоятельствам, однако в последнюю неделю, а фактически за три процессуальных дня, коллегия лишилась сразу пятерых.

7 ноября по заявлению прокурора был исключен присяжный, который не известил суд о хоть и погашенной, но имевшейся у него некогда судимости за убийство в состоянии аффекта.

12 ноября еще один присяжный, старшина коллегии, сообщил, что не сможет участвовать в деле, поскольку отправляется в командировку. Наконец, сегодня выбыли сразу три заседателя, включая нового старшину.

Адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев полагает, что в роспуске коллегии была заинтересована сторона обвинения и не исключает, что именно прокуроры приложили усилия к тому, чтобы присяжные покинули слушания.

"Так долго и настойчиво приходить на протяжении нескольких месяцев и вдруг за три заседания исчезнуть пятерым – это не случайность! И это первое, что заставляет нас думать, что постарались наши оппоненты, – говорит Мурад Мусаев, – второе: свидетель Павлюченков, кит, на котором зиждется вообще все обвинение по этому делу, опознал Рустама Махмудова в человеке, переходящем дорогу на видео, тогда как убийца в это время заходил в подъезд. То есть он, мягко говоря, сделал не то, чего хотели прокуроры. А если Рустам Махмудов не стрелок, что для нас очевидно, то рассыпается вся фабула обвинения. И в-третьих: я и сам имею кое-какой опыт работы с государственным обвинителем Семененко и десятками оперативников, которые ее обычно в процессах сопровождают, и с коллегами сегодня пообщался. Уже сейчас мне известно несколько судебных процессов, довольно резонансных, где имел место один и тот же сценарий, главным элементом которого был роспуск первой коллегии присяжных заседателей, укомплектованной для рассмотрения этих уголовных дел".

"Указать истинную причину роспуска коллегии очень сложно, потому что тогда необходимо высказывать какие-то предположения, намеки или открытые обвинения в адрес кого бы то ни было", – отмечает адвокат потерпевших Анна Ставицкая. Она не исключает, что присяжным могло попросту надоесть ходить в суд, в котором ничего не происходит.

"Полтора месяца дело не слушалось из-за карантина в тюрьме, и наконец, когда мы после такого длительного промежутка времени собрались и приступили к рассмотрению этого дела, все равно ничего не происходило. Нас всех приглашали в суд к 10:30, в лучшем случае судебное разбирательство начиналось в полдень, затем происходили какие-то телодвижения в течение часа, и на этом заседание заканчивалось. И любой человек, которому небезразлично его время, и который это время не хочет тратить впустую, конечно, не мог спокойно на это взирать", – говорит Ставицкая.

Защита подсудимых уже заявила о намерении обжаловать постановление о роспуске коллегии, а адвокат Мурад Мусаев обратился к журналистам с призывом провести собственное расследование с тем, чтобы установить истинные причины обстоятельств, по которым заседатели покинули коллегию.
"Не дай бог мне теперь пойти выяснять, что с этими присяжными стряслось, наверное, меня обвинят во всех смертных грехах, – говорит Мусаев, против которого, как стало известно на днях, возбуждено сразу два уголовных дела, – поэтому я обратился к целому ряду журналистов, включая сотрудников "Новой газеты", и в некоторые правозащитные организации, с тем чтобы они не спускали это на тормозах, приложили все усилия к тому, чтобы выяснить историю каждого конкретного заседателя и того, как эти заседатели выбыли из коллегии, как эта коллегия распалась. Потому что если то, что я думаю, соответствует действительности, то мы имеем дело с организованной группой, систематически вмешивающейся в отправление правосудия в стенах Мосгорсуда".

Адвокат Анна Ставицкая опасается, что история с роспуском коллегии не лучшим образом скажется как на репутации стороны обвинения, так и на перспективах рассмотрения дела об убийстве Анны Политковской: "Наша судебная система себя показала с такой стороны, к сожалению, не очень хорошей, что теперь мало кто поверит в то, что роспуск коллегии состоялся по каким-то техническим причинам, а не был задуман, – говорит Ставицкая, – и сторона обвинения в данной ситуации находится в невыгодном положении, потому что те люди, которые могут участвовать потом в этом деле в качестве присяжных, безусловно, будут знать о роспуске первой коллегии, будут знать мнение общества относительно причин этого роспуска".

Обозреватель "Новой Газеты" Анна Политковская была убита в подъезде собственного дома 7 октября 2006 года. За организацию этого преступления судят бывшего сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова и Лом-Али Гайтукаева. Непосредственным исполнителем убийства следствие называет Рустама Махмудова. Его братья Джабраил и Ибрагим, по версии обвинения, осуществляли слежку за Анной Политковской накануне ее убийства.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG