Ссылки для упрощенного доступа

До чего договорятся "Друзья Сирии"?


Предыдущая встреча "Друзей Сирии" в Париже
Предыдущая встреча "Друзей Сирии" в Париже
В Париже 6 июля пройдет третья встреча "Друзей Сирии" – группы политиков из более чем пятидесяти государств Запада и Ближнего Востока, которые пытаются совместно найти пути прекращения кровопролития в Сирии.

Из состава участников предстоящей встречи в Париже был исключен Иран. "Иранский режим неукоснительно поддерживает кровавые репрессии Башара Асада, а потому не может быть причастен к поиску мирного решения сирийского кризиса", – заявил представитель Министерства иностранных дел Франции.

Россия не участвовала в первых двух встречах "Друзей Сирии", более того, она даже называла деятельность этой группы "деструктивной", но на сей раз решила не отказываться от приглашения.

Отсутствия Ирана на парижских переговорах однако недостаточно, чтобы посеять веру в их успех у американских специалистов, и большинство из них полагает, что третье совещание "Друзей Сирии", как и первые два, закончатся безрезультатно.

– На сегодняшний день политическое урегулирование в Сирии вряд ли возможно, – считает сотрудник института American Enterprise Ахмад Мажидьяр. – Пока у Асада есть военное превосходство над оппозицией, он на это никогда не согласится. Его армия, несмотря на эпизодические случаи дезертирства, сплочённа, а оппозиция режиму раздроблена, и пока не имеет весомой поддержки из-за рубежа. Угрозы вооруженного вмешательства извне нет. И покровители Асада, Россия и Китай, отвергают идею отставки сирийского президента, что могло бы расчистить путь к договоренности. Это в очередной раз продемонстрировали Сергей Лавров и Ян Цзечи на состоявшейся 30 июня министерской встрече государств "Группы действий" в Женеве. Автор мирного плана по Сирии Кофи Аннан сам честно сознается, что его усилия добиться перемирия ни к чему не привели. И ООН вынуждена была на днях признать, что со времени оглашения плана Аннана в апреле в Сирии наблюдается эскалация боевых действий, сопровождающаяся большими жертвами.

– Перед парижской встречей Египет и другие страны региона предпримут попытку убедить сирийские оппозиционные группировки согласиться с утвержденным в Женеве предложением Аннана по созданию переходного коалиционного правительства в Сирии, которое занялось бы выработкой новой конституции и подготовкой демократических выборов. Ту же задачу возьмет на себя Россия в отношении Башара Асада. Это предложение похоже на исходный мирный план Арабской Лиги, который Москва в свое время отвергла, – замечает ведущий эксперт Института ближневосточной политики Дэвид Поллок.

Теперь, как бы Лавров ни доказывал обратного, Москва, по словам вашингтонского аналитика, пошла на попятный, видимо, с целью предупредить принятие еще более жестких мер на парижском совещании. Впрочем, если стороны не преуспеют в своей нынешней миссии, что весьма вероятно, так как, по настоянию России, состав временного правительства должен быть приемлем и для Асада, и для его противников, то участники парижской встречи все же будут вынуждены сосредоточиться на мерах усиления давления на сирийский режим. Или посредством предоставления гуманитарной и вероятно, военной помощи оппозиции, или через внесение в Совет Безопасности ООН резолюции о применении экономических санкций к Дамаску. В соответствии с Седьмой главой устава организации, предписывающей противодействие угрозам миру и актам агрессии. Последнее правда, по оценке специалистов, дело сегодня почти несбыточное: чтобы подвигнуть ООН на такую меру, летальность боев в Сирии должна возрасти на порядок.

– Соотношение сил между армией и оппозицией и имеющийся у Сирии потенциал сопротивления внешнему военному вмешательству определяют не столько текущие поставки российского оружия Асаду, сколько кумулятивные запасы этого оружия, скопившиеся в стране за десятилетия, – говорит эксперт вашингтонского Института ближневосточной политики Дэвид Поллок. – И чем сильнее будет оппозиция, и чем чаще случаи дезертирства военнослужащих, тем больше режим будет полагаться на тяжелое оружие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такова логика войны.

Продолжение поставок российских вооружений Дамаску, сказал далее Дэвид Поллок, помимо чисто военного имеет и психологическое значение для сирийской армии, ибо служит для нее доказательством, что она не будет брошена, что она может воевать, не опасаясь остаться в разгар сражений без припасов.

– В то же время, – сказал Поллок, – Вашингтон отмечает тот факт, что Россия, по крайней мере, на сегодняшний день, не передала Сирии свои самые современные зенитные ракеты С-300. Это важно и с военной, и с дипломатической точки зрения: Россия тем самым дает понять, что ее поддержка Асада не безгранична, и создает для Запада стимулы считаться с ее интересами. Это не значит, что Москва вот-вот сдаст Асада, совсем нет – отсутствие таких ракет у Ирана, например, не сделало его более уступчивым на ядерных переговорах. Это лишь значит, на мой взгляд, что Москва не будет держаться за Асада любой ценой, – подчеркивает эксперт.

– Участники парижской встречи "Друзей Сирии" определяют ее задачи как совершенствование координации помощи, оказываемой сирийской оппозиции, в частности, со стороны соседних государств, и недопущение перерастания сирийского конфликта в региональный. Совместимы ли эти две цели?

– Это вещи рискованные, но не взаимоисключающие. Анкара, я полагаю, способна дать отпор Дамаску и возможно, Тегерану, если те усилят поддержку курдских сепаратистов в Турции в ответ на усиление поддержки сирийской оппозиции. Ливан и Иордания, какими бы ни были их чувства по отношению к Асаду, сами противостоять Дамаску не могут, им нужна для этого внешняя помощь. Ирак постарается не вмешиваться в сирийский конфликт, не желая озлоблять этим Иран. Как бы то ни было, у соседних государств есть один мощный стимул к тому, чтобы склонить разные этнические меньшинства в Сирии на сторону демократической оппозиции и помочь ей как можно быстрее одержать победу: нежелание содействовать укреплению радикальных элементов, которое будет происходить неизбежно, пока кризис не исчерпан.

По словам Дэвида Поллока, Запад за короткое время продвинулся очень далеко по пути осознания необходимости оказания военно-дипломатической поддержки сирийской оппозиции. А ведь поначалу он и не помышлял ни о чем ином, кроме экономических санкций. Пока сохранялся такой настрой, перспектив на политическое урегулирование не было никаких, теперь такой шанс появился. Не то, чтобы экономические меры были бессмысленны – свой вклад в деморализацию режима они способны внести, нагнетая недовольство военнослужащих, госчиновников и бизнесменов перебоями в финансово-хозяйственной сфере, но такие санкции свалить авторитарный режим Асада не в состоянии.

Участники предстоящей парижской встречи "Друзей Сирии", сказал Дэвид Поллок, также понимают, что для осуществления военного вмешательства им не нужно согласия Совета Безопасности ООН. Это может сделать либо Турция – в порядке односторонней самозащиты в ответ на новые вооруженные провокации со стороны Дамаска, либо коллективно, – Арабская Лига – сама или в тандеме с НАТО. Пусть эти последние варианты сегодня и не актуальны, но важно их наличие. Важно то, что они служат подспорьем дипломатии "Друзей Сирии", призванной убедить Россию, что Асад обречен. И чем быстрее Россия это поймет, тем скорее прекратится кровопролитие, заключил Дэвид Полок.
XS
SM
MD
LG