Ссылки для упрощенного доступа

Азербайджанская нефть западным потребителям в обход России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.

Кирилл Кобрин: Сегодня в Азербайджане состоялась торжественная церемония открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Благодаря новому нефтепроводу, нефть к западным потребителям будет поступать через Южный Кавказ в обход России. Тему продолжит мой коллега Андрей Шароградский.

Андрей Шароградский: Погрузка каспийской нефти на первый танкер в турецком порту Джейхан ожидается в конце года. Предполагается, что на максимальную мощность - 50 миллионов тонн нефти в год - нефтепровод выйдет через 3-4 года. Из Баку передает корреспондент Радио Свобода Ялчин Таир-Оглу.

Ялчин Таир-Оглу: Работы по строительству на 448-километровом азербайджанском участке трубопровода, общая длина которого составляет 1762 километра, завершены. Сегодняшней церемонией начинается заполнение этой части трубопровода нефтью. Для участия на церемонии в Баку прибыли президент Турции Ахмет Недждет Сезер, главы Грузии и Казахстана Михаил Саакашвили и Нурсултан Назарбаев. Среди участников мероприятия также министр энергетики США Самуэль Бодман, представители России, Великобритании, руководители крупнейших нефтяных компаний мира.

Ввод в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан - историческое событие для всего региона. На этом мнении, высказанном вчера грузинским президентом Михаилом Саакашвили, сошлись и лидеры других государств. Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с Саакашвили заявил, что трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан принесет странам региона благополучие и безопасность. По его мнению, это еще раз демонстрирует, что при наличии политической воли, регионального сотрудничества и взаимопонимания, даже самые невероятные проекты находят свое воплощение.

С точки зрения повышения рентабельности проекта очень важным моментом для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан является присоединение к нему Казахстана. Президент этой страны Нурсултан Назарбаев прибыл в Баку чуть раньше других гостей, так как приехал с двухдневным официальным визитом. Вчера соглашение о содействии и поддержки транспортировки казахстанской нефти через Каспий подписать не удалось. Согласно азербайджанским источникам, эксперты продолжают работать над документом. Ожидается, что стороны подпишут соглашение сегодня. Нурсултан Назарбаев вчера еще раз подтвердил свою приверженность к многовекторности в вопросе транспортировки казахстанской нефти. По его словам, к 2010 году Казахстан планирует добывать 100 миллионов тонн нефти, к 2015 году - 150 миллионов в год. Исходя из этих объемов, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан становится очень важным пунктом в транспортировке не только азербайджанской, но и казахстанской нефти.

Андрей Шароградский: Турция также рассчитывает, что ввод в строй нефтепровода существенно укрепит ее экономические позиции. Репортаж Елены Солнцевой.

Ахмет Недждет Сезер: Наконец-то мы близки к завершению строительства одного из самых дорогих и долгих в истории нефтепроводов, который должен изменить экономическую ситуацию в целом и открыть новый коридор для транспортировки нефти. Турция удовлетворена завершением этого проекта. Первая нефть поступит в Джейхан через шесть месяцев.

Елена Солнцева: Сказал турецкий президент. В связи с началом функционирования нефтепровода, значительно расширяется роль Турции в экономике всего региона. По утверждению турецких экономистов, эффективное использование нефтепровода принесет стране более 200 миллионов долларов в год. Также, по прогнозам аналитиков, после открытия нефтепровода изменится ситуация с турецкими проливами. Турция, которая заявляет о загрязнении проливов Дарданелла и Босфор, в связи с прохождением нефтяных танкеров, планирует постепенно закрывать проливы для транспортировки нефти.

Однако турецкие политологи утверждают, что нефтепровод имеет еще и политическое значение для будущего Турции. По словам ведущего политического обозревателя телеканала НТВ, в результате функционирования нефтепровода увеличится присутствие Турции в Среднеазиатском регионе и на Кавказе, которые Турция давно заявляет зоной своих стратегических интересов.

Андрей Шароградский: Москва с самого начала высказывала раздражение по поводу строительства нефтепровода в обход российской территории. Подробнее о российской реакции, какую роль в этом проекте может сыграть участие Казахстана наш специальный корреспондент Аркадий Дубнов.

Аркадий Дубнов: Реакция российская на открытие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан уже достаточно давно определена и артикулирована представителями России. Она сводится к тому, что позиция Москвы не изменилась. Она считает, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан это политический проект. С экономической точки зрения он нерентабелен. Поэтому Москва не предпринимала активных усилий, чтобы помешать ему, а пыталась убедить участников консорциума по строительству этой трубы в том, что гораздо выгоднее использовать систему российских нефтепроводов. Отчасти такого рода оценка имеет место. Это признают некоторые участники консорциума, может быть, больше в неформальных беседах. Потому что сегодня дела обстоят таким образом, что азербайджанской нефти с каспийских месторождений пока не достаточно для заполнения трубы, чтобы обеспечить проектную мощность - 50 миллионов тонн в год.

Буквально сегодня президент Казахстана подпишет в Баку соглашение о присоединении Казахстана к нефтепроводу, но нефть казахская пойдет минимум через 4-6 лет.

Андрей Шароградский: Наблюдатели не исключают, что и для России нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан может оказаться с экономической точки зрения очень полезным. Мнение бывшего министра иностранных дел Азербайджана Тофика Зульфугарова.

Тофик Зульфугаров: Следует сказать, что уже сегодня к моменту открытия этого трубопровода сам политический аспект, на мой взгляд, отходит на второй план. Если во время обсуждения маршрута трубопровода, планирования его строительства и так далее политический аспект преобладал, то сегодня трубопровод является в большей степени экономическим объектом. Я не думаю, что характерные или возможные противодействия, которые испытывал Азербайджан, прежде всего, со стороны России, в определении этого маршрута основного трубопровода, сегодня играет большое значение.

Более того, я не исключаю вероятности того, что Россия в ближайшие годы будет заинтересована в привлечении иностранного и собственного капитала для разработки российского шельфа Каспийского моря. Тогда трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан может служить как транзитная линия для транспортировки, в том числе и российской нефти.

XS
SM
MD
LG