Ссылки для упрощенного доступа

В Великобритании поступил в продажу второй том знаменитого архива Митрохина


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Андрей Шарый: В Великобритании сегодня поступил в продажу второй том знаменитого архива Митрохина, содержащего описание секретных документов из архива КГБ, которые удалось переправить в Великобританию полковнику Василию Митрохину, бежавшему на Запад в 1992 году. Второй том архивных материалов Митрохина, как и первая часть книги, был составлен им в соавторстве с английским историком, профессором Кембриджского университета Кристофером Эндрю. С профессором Эндрю беседовала корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Наталья Голицына: Когда шесть лет назад в Лондоне вышел первый том «Архива Митрохина» с подзаголовком «КГБ в Европе и на Западе», он произвел сенсацию. В нем рассказывалось не только о тайных операциях КГБ, но и были приведены имена десятков тайных агентов КГБ в европейских странах, многие из которых были еще живы и о которых не было известно западным спецслужбам. Второй том митрохинского архива носит подзаголовок « КГБ и мир» и посвящен операциям КГБ в странах «третьего мира».

Напомню, что возглавлявший архив КГБ полковник Василий Митрохин в течение 12 лет выносил сверхсекретные документы или их копии и перепрятывал их у себя на даче под Москвой. В 1992 году вместе семьей он был переправлен британской разведкой МИ6 в Лондон и предоставил свой архив в ее распоряжение. Получив в конце 90-х годов разрешение на публикацию документов, он в соавторстве с профессором Кристофером Эндрю - известным британским историком и автором нескольких книг о КГБ и западных спецслужбах - написал два объемистых тома. Первый том «Архива Митрохина», насчитывающий почти тысячу страниц, вышел в Англии в 1999 году с посвящением по-русски, написанным рукой Митрохина: «Посвящается всем, кто хотел сказать правду, но не сумел».

Василий Митрохин скончался в прошлом году в Англии уже британским гражданином и работу над второй книгой его архива (в ней около 700 страниц) завершал уже Кристофер Эндрю. Насколько ценными для разведки Великобритании оказались документы из архива Василия Митрохина? Говорит профессор Эндрю.

Кристофер Эндрю: Уверен, что архив Митрохина добавил много ценной информации к тому, что уже знали наши спецслужбы. Любая разведывательная информация требует двух видов подтверждения ее истинности. Один - это соответствие тому, что вам уже известно. Однако полученная информация, в которой вы не уверены, также требует подтверждения. И в этом случае оно приходит с перебежчиком. Василию Митрохину удалось переправить на Запад из архива КГБ больше секретных документов, чем кому-либо за всю историю мирового шпионажа, включая лиц, имевших доступ к совершенно секретным архивам. Количество этих документов просто феноменально. Это тысячи секретных документов, поступивших в распоряжение спецслужб многих западных стран. Митрохин доставил уникальный материал.

Наталья Голицына: Второй том «Архива Митрохина» посвящен операциям КГБ в государствах «третьего мира». Чем они отличались от операций в США и странах Европы?

Кристофер Эндрю: В течение четверти века КГБ полагал, что у него больше шансов нанести поражение западным разведкам в «третьем мире», чем в Европе. К 50-м годам иллюзии, что в Западной Германии, Франции или Италии к власти придут коммунисты, и что эти страны выйдут из НАТО, практически растаяли. Когда в начале 60-х на Кубе к власти пришел Кастро, у КГБ появилась новая стратегия. Союз Кастро с Советским Союзом был инициирован именно КГБ, а не советским МИДом. Кастро не любил советского посла на Кубе, и по его настоянию его заменили резидентом КГБ. И если вы посмотрите на последнюю операцию КГБ в «третьем мире» - я имею в виду вторжение в Афганистан - то опять же эта внешнеполитическая акция была инициирована не МИДом, а КГБ, и война началась с убийства президента Афганистана Хафизуллы Амина спецназом КГБ.

Наталья Голицына: Значит ли это, что именно страны «третьего мира» были главным плацдармом холодной войны?

Кристофер Эндрю: Полагаю, что это был регион, где КГБ чувствовал себя оптимистичнее, чем где-либо. Не думаю, что КГБ считал, что способен оказывать непосредственное влияние на американское общество или американскую политику, или на Британию и другие западноевропейские страны. Непопулярность США в «третьем мире», которая возросла в 60-е годы, особенно в период войны во Вьетнаме, была столь значительной, что в 1979 году Кастро стал одним из лидеров крупнейшей организации стран «третьего мира» - Движения неприсоединения, хотя Кубу нельзя было назвать неприсоединившимся государством, она была сателлитом брежневского Советского Союза. И когда к власти пришел Горбачев, Кастро назвал его ревизионистом, чуть ли не еретиком.

Через пару лет после прихода к власти Кастро КГБ предсказал приход к власти сандинистов в Никарагуа, которые станут еще одним его союзником. Другое дело, что они пришли к власти через 20 лет, и КГБ практически от них отрекся. Затем у КГБ возникло еще один соблазн - другой латиноамериканский лидер - Сальвадор Альенде в Чили, с которым у КГБ были давние и тесные отношения.

Наталья Голицына: Можно ли в целом назвать операции КГБ в странах «третьего мира» успешными?

Кристофер Эндрю: Они завершились поражением, потому что сам Советский Союз потерпел поражение. В наше время бывшие высокопоставленные чины КГБ утверждают, что их стратегия не потерпела бы поражения, если бы не крах внутренней политики. Разведка всегда действует как многообразная сила. Другими словами, если у вас сильная или потенциально сильная позиция, и вы обладаете первоклассной информацией о вашем противнике и к тому же время от времени еще и приукрашиваете ее, то это работает на усиление вашей власти. Однако КГБ было секретной службой терпящей поражение политической системы, так что даже потенциальный успех КГБ в странах «третьего мира» был сведен на нет реальным поражением всей советской системы.

XS
SM
MD
LG