Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Тайна убийства Георгия Гонгадзе будет раскрыта. Американки - о своих заботах


Юрий Жигалкин: Тайна убийства Георгия Гонгадзе будет раскрыта - интервью с вдовой журналиста. Американки - о своих заботах, о том, готовы ли проголосовать за женщину-президента и о празднике, о котором мало кто из них слышал. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке». У микрофона в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

В понедельник в Киеве состоялись похороны, за которыми наверняка с особым чувством следил, по крайней мере, один человек в Вашингтоне. Как может отразиться на расследовании дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе смерть бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Кравченко? Об этом я говорил с вдовой журналиста Мирославой Гонгадзе, работающей сейчас в Вашингтоне на «Голосе Америки».

Мирослава Гонгадзе: Я не думаю, что с убийством Кравченко расследование вообще уже невозможно, как бы уже концы все в воде. Так тоже нельзя сказать, потому что все-таки существует еще хотя бы три человека, которые обвиняются в этом преступлении и голоса которых звучат на пленках, записанных в кабинете Кучмы. То есть это президент Кучма непосредственно, это господин Владимир Литвин, глава украинского парламента, и господин Деркач, бывший руководитель СБУ. Все эти люди существуют, они живы. Поэтому если, действительно, существует политическая воля расследовать это дело до конца, то сейчас следствие должно этим и заниматься, что допрашивать этих пока свидетелей, хотя свидетелями их сложно назвать.

Юрий Жигалкин: Мирослава, вы уверенно говорите о причастности к убийству вашего мужа трех видных украинских деятелей. У вас есть неизвестные нам улики?

Мирослава Гонгадзе: Во-первых, уже понятно и следствие уже доказало, что к убийству моего мужа причастны непосредственно правоохранительные органы, то есть уже арестованы двое полковников милиции украинской. Понятно, что за Георгием следили и следили со стороны правоохранительных органов тоже.

Далее. Голос Кравченко звучит не один раз на пленках майора Мельниченко вместе с Кучмой и Литвиным. Кучма постоянно спрашивает Кравченко, "сколько я буду ждать", "Гонгадзе пишет обо мне всякие пасквили". Кравченко говорит, "да, да, мы с ним разберемся". Это продолжается практически полтора месяца, эти разговоры идут. Кучма постоянно, когда видит Кравченко, постоянно его об этом спрашивает. То есть все это на пленках зафиксировано.

Юрий Жигалкин: Мирослава, а вы верите в то, что украинские власти готовы идти до конца в расследовании убийства вашего мужа?

Мирослава Гонгадзе: Я не уверена до конца, что, действительно, хотят довести это дело до непосредственных заказчиков, то есть посадить Кучму в тюрьму. Но в том, что существует воля и понимание того, что без расследования этого преступления, без закрытия, без расстановки точек над "i" в этом преступлении очень сложно говорить о каком-то движении Украины вперед. Потому что понятно, что это преступление - большое пятно на Украине. Это понимание существует. Я думаю, что все-таки уже в этой ситуации, если честно, просто нет дороги назад.

Юрий Жигалкин: Не так давно «Нью-Йорк Таймс» писала, что мать Георгия, вопреки всему, не хотела верить в то, что найденное в лесу тело - это тело ее сына. Какие ощущения в вашей семье вызвали эти последние события?

Мирослава Гонгадзе: Уже четыре с половиной года я борюсь за то, чтобы никто не забыл этого ужасного преступления, потому что в принципе оно сейчас и повлияло на то, что Украина стала такой, какая она есть сейчас. Настроения в семье, настроения ожидания и готовность идти до конца - это мое настроение. Я не знаю, как мама Георгия, по-моему, то же самое. Она очень сильная женщина и она тоже готова бороться до конца. Поэтому мы, во всяком случае, родные, этого дела просто так не оставим.

Юрий Жигалкин: 8 марта 2005 года нельзя обойти молчанием президентские выборы, до которых остается чуть менее 4 лет. Причина - одна. Пока единственным самым вероятным кандидатом в президенты 2008 года выглядит сенатор Хилари Клинтон. Другим, правда, менее пока очевидным - госсекретарь Кондолиза Райс. Что о такой перспективе думают американцы? В канун Женского дня мой коллега Владимир Морозов провел опрос на улицах Нью-Йорка.

Владимир Морозов: В честь Женского дня я решил брать интервью только у женщин. Нью-Йорк - город либеральный, поэтому можно было ожидать, что большинству моих собеседниц больше нравится либерал Хилари Клинтон, а не консерватор Кондолиза Райс. Чтобы выправить такой, на мой взгляд, перекос, я решил опрашивать только афроамериканок. По моему мнению, афроамериканка Кондолиза Райс должна была вызывать у них явную симпатию.

Скажите, за кого вы станете голосовать, если на выборах 2008 года демократы выдвинут Хилари Клинтон, а республиканцы Кондолизу Райс?

- Я за Хилари Клинтон. Потому что ее муж Билл Клинтон был на своем месте в Белом доме, и Хилари тоже будет хорошим президентом.

Владимир Морозов: А кого предпочитаете вы?

- Я предпочитаю Хилари Клинтон, потому что мне больше по душе Демократическая партия. У правительства республиканцев неверная политика.

Владимир Морозов: А за кого станете голосовать вы?

- Я буду голосовать за Хилари. Она нравится мне и просто как человек, как личность, и я разделяю ее политические взгляды. Я знала о ней гораздо раньше, чем о Кондолизе.

- Цвет кожи не имеет никакого значения. Ну и что, что Райс тоже чернокожая, как я. Главное - взгляды политика. Хилари Клинтон с демократами, то есть на стороне работающих людей, на стороне малообеспеченных. Она за таких, как я. А Кондолиза Райс за богатых, потому что она республиканка.

Владимир Морозов: Но, помилуйте, - пытался я возражать, - саму-то Хилари Клинтон малообеспеченной никак не назовешь.

- Это неважно. Даже если она сама богатая, это не главное. Важно то, за кого она выступает, как она помогает людям.

Владимир Морозов: Скажите, а готова ли Америка избрать президентом женщину?

- Американцы не только готовы избрать женщину, нам надоели мужики. Они бесчувственные, как бревна. Нам просто нужна женщина в Белом доме.

Юрий Жигалкин: Коротко - о новостях дня и о 8 марта, неизвестном большинству американцев празднике.

В понедельник на глазах у многомиллионной телевизионной аудитории состоялось триумфальное возвращение на работу все еще находящейся под домашним арестом самой знаменитой осужденной Америки - королевы домашнего хозяйства Марты Стюарт. 63-летняя Стюарт, организовавшая фирму, ставшую законодателем вкуса во всем, что касается домашнего уюта - от кухонных занавесок до кулинарных рецептов - была приговорена к пяти месяцев тюрьмы и пяти месяцам домашнего ареста за предоставление следствию ложной информации о своих биржевых операциях. Но к удивлению многих, выдающаяся предпринимательница сумела превратить свое тюремное заключение в гигантский рекламный проект, возбудив всеобщее сочувствие и интерес к своей судьбе, судьбе мультимиллионера, оказавшегося в тюрьме. В свободное от мытья полов и ухода за тюремным огородом время, Стюарт давала сокамерницам полезные в быту советы и делала заявления о необходимости поддержки женщин, оказавшихся в тюрьме. В своей первый день на работе, а ей, по условиям домашнего ареста разрешено выходить из дома лишь на службу, сияющая Марта Стюарт сообщила работникам компании, что она многое поняла за эти пять месяцев и попытается избавить свои товары от вычурности, сделать их близкими и понятными среднему американцу .

Накануне 8 марта американские врачи обнародовали результаты 10-летнего исследования, которое твердо подтверждает разнообразные целительные свойства аспирина для женщин. Выяснилось, что ежедневный прием одной таблетки - 100 миллиграмм - аспирина снизило почти на четверть опасность кровоизлияния, вызываемого закупоркой сосудов. Интересно, что на женщин более зрелого возраста, на тех, кому за 65, аспирин оказал более выраженный эффект, уменьшив кровоизлияния на 30 процентов, на 34 процента - сердечные приступы. Однако американские врачи предупреждают, что оздоровительный прием аспирина чреват опасным побочным эффектом - кишечным и желудочным кровотечением. По их словам, пациентки должны выбрать верную дозировку, проконсультировавшись с врачом. Тем не менее, это исследование доказывает, что аспирин может оказаться спасительным для сотен тысяч американцев, ежегодно погибающих от сердечно-сосудистых заболеваний.

Накануне Международного женского дня, а сегодня, как выясняется, исполняется ровно 30 лет со дня официального признания этого праздника ООН, я попросил мою коллегу Раю Вайль задать ньюйоркцам простой вопрос: помнят ли они, что за праздник 8 марта.

Рая Вайль: Я то помню, но вот собеседники мои, практически все, с кем я говорила на эту тему, даже не слышали о таком празднике. Жаль, говорили, что Америка его не справляет.

- Женский день... это было бы хорошо. Я всегда за женщин. День матери - это другое дело... Те, у кого есть дети, знают, что это каждодневная работа, а не праздник.

Рая Вайль: За свои 75 лет Джо-Мари видела много, в том числе и как менялось отношение к женщине, ее роль в обществе.

- Трудно поверить, но я помню Вторую мировую войну, помню, как женщины хватались за любую работу, когда мужчины ушли воевать. Но мы пережили это, как мы пережили времена, когда женщины не могли владеть землей, не могли голосовать. Все, что они могли, это работать по дому, вести хозяйство. Были, конечно, и тогда женщины - учителя, врачи, адвокаты, но это, скорее, было исключение, нежели правило. Нет, что ни говори, а свобода женщине на пользу.

Взять, к примеру, меня. У меня с детства были ораторские способности, умение общаться с людьми. Вот так и карьера моя сложилась. Всю жизнь была представителем профсоюзов и при этом троих детей вырастила. Нет, мы колоссально продвинулись. Как говорится в рекламе к сигаретам "Вирджиния Слимс" - мы проделали большой путь.

Сегодня женщины имеют те же права, что и мужчины, обидно только, что в процессе борьбы за свои права мы многое потеряли. Но, несмотря на это, я предпочитаю быть женщиной сегодня, чем 50 лет назад.

Рая Вайль: Как Джо-Мари относится к идее "женщина-президент"?

Джо-Мари: К этому я еще не готова. Может, в следующем году буду чувствовать по другому... А пока пусть Буш этим неблагодарным делом занимается.

Рая Вайль: 60-летний Джон Геллер - президент крупной финансовой компании, тоже ничего не знает про 8 марта. Говорит, что цветы жене приносит каждый день безо всякого праздника.

Джон Геллер: Стремление Америки постоянно быть самой могущественной в экономике страной, вдохновило и американских женщин получать образование и работать в сферах, о которых они раньше и мечтать не могли. Сегодня женщины великолепно зарабатывают, не меньше, чем мужчины. Особенно если они профессионалы высокой квалификации. Но вот какова сегодня роль женщины в семье, на этот вопрос мне трудно ответить. Моя жена никогда не работала, воспитывала троих наших сыновей. И все было в порядке. Но вот дети мои выросли, все трое женились на женщинах профессионалах, у которых своя карьера. А за детьми смотреть некому. Женщина, уделяющая больше внимания своей карьере, чем семье, это сомнительное достижение.

Рая Вайль: Все еще пытаясь найти хоть кого-то, кто знает, что такое 8 марта, я обратилась к молодой женщине, которая сказала, что знает. Я была так потрясена, что спросила ее откуда она. Оказалось, естественно, из России, зовут Аля, приехала в Америку в 15 лет.

Аля: Я считаю, ущемлений раньше было гораздо больше, гораздо труднее женщине было пробиться. Но сейчас, я считаю, если женщина целеустремленная и хочет чего-то добиться, то все возможно. Я, например, инженер. Для женщины довольно-таки сложно чего-то добиться в Америке. Но я считаю, что это возможно. Я считаю, что женщина в семье - самое важное, потому что даже если она и не глава семьи, то она всегда управляет мужчиной.

XS
SM
MD
LG