Ссылки для упрощенного доступа

Что говорят мусульманские протесты о самих мусульманах


Норвежские и датские флаги горят и в Европе. Акция протеста в Сараево
Норвежские и датские флаги горят и в Европе. Акция протеста в Сараево

Протесты мусульман против карикатур на пророка Мухаммеда продолжаются. Но насколько участники этих акций представляют мусульманское общество?


Американская газета Wall Street Journal опубликовала статью иранца по происхождению Амира Таэри, написавшего несколько книг о Ближнем Востоке, в том числе ставшее хрестоматийным исследование «Священный террор». Как отмечает автор, «машина гнева была запущена в тот момент, когда «Братья-мусульмане» – политическая, а не религиозная организация, - призвала к выступлению своих сторонников на Ближнем Востоке и в Европе. Фетву (мусульманское предписание) на сей счет выпустил духовный лидер «братьев» шейх Юсуф аль-Кардауи. Чтобы не оказаться позади, к кампании протеста подключились соперничающие с «Братьями-мусульманами» организации «Хизб ут-тахрир аль-ислами» (Партия исламского освобождения) и Движение изгнанных. Полагая, что на этом всем можно что-то выиграть и для себя, отказались от 60-летней светской традиции и организовали нападение на датское и норвежское посольства в Дамаске и Бейруте и руководители сирийской Партии арабского социалистического возрождения».


Что такое «Братья-мусульмане»? На последних парламентских выборах в Египте эта организация оказалась основным соперником партии президента Хосни Мубарака. Как напоминает египетский интеллектуал Тарек Хегги, целью братства является создание государства всех мусульман «как базы для того, чтобы начать войну против «неверных». Братство сегодня является наиболее организованной политической силой во многих арабских странах».


Почти одновременно с призывом к Западу установить мир (и вывести войска из Ирака и Афганистана) выступил лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен.


Затем выступления первых лиц радикальных организаций посыпались одно за другим. Руководитель ливанской шиитской группировки «Хезболла» (она представлена в парламенте страны, частично финансируется Ираном) Хасан Насралла отметил в речи перед своими сторонниками: «Если бы кто-то выполнил фетву имама Хомейни против вероотступника Салмана Рушди, эти подлые люди не посмели бы оскорблять пророка Мухаммеда ни в Дании, ни в Норвегии, ни во Франции. На что направлена вся эта кампания солидарности? На то, чтобы отозвать посла, и все? Или мы будем бойкотировать датские товары, и все? Нет. Я призываю мусульман всего мира занять решительную позицию. В этом вопросе мы не ливанцы, сирийцы, палестинцы, египтяне, саудовцы, малазийцы или индонезийцы. Это касается пророка всех мусульман, пророка миллиарда 400 миллионов мусульман. Я уверен, что сотни миллионов мусульман готовы и хотят пожертвовать жизнью, чтобы защитить честь своего пророка. И вы в их числе».


Лидер палестинского движения ХАМАС Халед Мишаль, выступивший в мечети Дамаска, попросил извинения у пророка Мухаммеда: «Мы говорим ему: о, пророк Аллаха, не печалься, твоя нация победит. Мы говорим Западу, который действует безрассудно и который не учится на своих уроках: именем Аллаха, вы окажетесь в поражении. Вы окажетесь в поражении в Палестине, и этот процесс уже начался. Конечно, там терпит поражение Израиль, но когда в поражении Израиль, в поражении оказывается и его дело, и те подлецы, кто его поддерживает. Израиль будет разбит, как и все те, кто его поддерживал и поддерживает. Америка потерпит поражение и в Ираке».


Единого подхода к изображению пророка в исламе нет


Какое отношение все эти речи имеют к карикатурам? Они вообще говорят не о карикатурах, а о политике и политических амбициях этих радикальных организаций, которые многие страны считают террористическими.


Насколько вообще справедливо утверждение, что ислам запрещает изображение пророка Мухаммеда?


Как рассказывает обозреватель РС Джованни Бенси, для каждой религии немыслимо изображение ее бога или божеств в оскорбительном виде - для этого не нужно даже особого запрета. Иное дело с изображением тех же божественных лиц в, так сказать, нормальной форме. Абсолютный запрет на изображение бога царит в иудаизме. Он основан на Библии и включает изображение всего живого. Ислам частично воспринял ветхозаветное отношение к иконам, поэтому в мечетях нет изображений Аллаха, пророков и вообще людей и животных.


Однако вопреки тому, что говорится в эти дни о скандале с карикатурами, в исламе нет абсолютного запрета на изображение живых существ, в том числе людей и божьего посланника Мухаммеда. Запрещено только изображение самого бога, Аллаха.


Нет и «единого ислама». В этой религии нет общего центра и руководителя (вроде Ватикана и Папы Римского в католицизме), нет верховного богословского авторитета. Есть разные его разновидности - суннизм, шиизм, исмаилизм и так далее. В суннитском исламе четыре богословско-юридических школы и их толкования Корана заметно различаются между собой. Самая строгая школа официально действует в Саудовской Аравии. Ваххабизм, действительно, запрещает всякое изображение Мухаммеда. Но другие школы относятся более терпимо к этому вопросу.


В исламском искусстве, особенно в миниатюрах, иллюстрирующих древние арабские, персидские и турецкие рукописи, изображаются разные моменты жизни пророка, включая, естественно, и его собственную персону. Излюбленными сюжетами таких миниатюр были, например, восхождение Мухаммеда на небо верхом на крылатом коне Бураке, преклонение пророка перед черным камнем в Мекке. Миниатюры с подобными сюжетами украшают древние издания «Тысячи и одной ночи» и мистической поэмы суфийского учителя Джалалиддина Руми, стихи персидских поэтов Саади, Фирдоуси и других. Еще в конце XVIII века муфтий Египта прогрессист Мухаммед Абдул считал, что изображения допустимы до тех пор, пока они не оскверняют святых для мусульман понятий и их преклонения перед Аллахом.


«Почему не протестует Пакистан?»


В каких исламских странах демонстрации приняли насильственный характер? Это произошло в Палестине, где главенствует ХАМАС. В Ливане, где сильны позиции «Хезболлы» и сирийцев. В самой Сирии, как мы уже отмечали, правящая партия просто решила набрать очки на протестах. В Индонезии, где действует тесно связанная с «Аль-Каидой» группировка «Аль-джамаа аль-исламия». В Афганистане, который продолжает мучительно избавляться от наследия талибов. На этом примере стоит остановиться особо. По меньшей мере, 11 человек погибли по стране в ходе массовых демонстраций, которые выливаются в насилие. Вот отрывок интервью консервативного исламского лидера, главы Верховного Суда страны Фазла Хади Шинвари, которое он дал нашей радиостанции.


«Демонстрации меняют свою природу. Они перестали быть чем-то хорошим и превратились во зло. И из-за того, что делают враги нашей страны, они превратились в разрушительное движение мусульман. Мы просим всех мусульман – особенно исламских мыслителей – сказать всем этим демонстрантам, что они зашли слишком далеко. Если это насилие продолжится, то им воспользуются враги Афганистана».


Кого имеет в виду председатель Верховного Суда Афганистана, когда говорит о врагах страны? Аналитик Радио Свободная Европа Амин Тарзи видит в происходящем в этой стране «руку вредителей»: «Демонстрации организованы очень хорошо, что очень необычно для Афганистана. Кроме того, за исключением Кабула, остальные демонстрации носят антиамериканский характер, а не антидатский, антинорвежский или антифранцузский. Они не направлены против тех стран, где эти карикатуры появились. США никакого отношения к этим карикатурам не имеет, а демонстрации носят антиамериканский характер. Это наводит на определенные предположения».


Выступления вовсе не обязательно подстегиваются только извне. Так, толпа пытались взять штурмом базу НАТО в административном центре провинции Фарьяб Маймане. Амин Тарзи обращает внимание на то, что за контроль над этим район идет борьба между местным лидером Абдуррашидом Дустумом и его бывшим соратником Абдул Маликом. «Есть вероятность того, что Малик просто воспользовался ситуацией, чтобы поставить Дустума в неудобное положение», - говорит аналитик.


В Афганистане ходит грустная шутка: почему бурных протестов нет в Пакистане? Потому что они слишком заняты, устраивая такие протесты в других странах, следует ответ.


Есть исламские страны, где демонстраций либо вовсе не случилось, либо они носили исключительно мирный характер. Самым ярким примером этому являются Объединенные арабские эмираты. А в Иордании карикатуры даже были опубликованы. Правда, парламент потом потребовал арестовать редакторов двух таблоидов, где появились перепечатки, а заодно ввести торговые санкции против государств, где карикатуры появились в газетах. Получается ли, что арабские монархии более стабильны, чем режимы с демократическими задатками? Как отметил король Иордании Абдулла, «протесты, насилие, особенно насилие, которое уносит жизни невинных людей, абсолютно неприемлемы. Ислам, подобно христианству и иудаизму, является религией мира, терпимости и умеренности».


XS
SM
MD
LG