Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая подоплека политического конфликта в украинском руководстве


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.

Александр Гостев: Экономическую подоплеку политического конфликта в украинском руководстве моему коллеге Андрею Шарому разъяснил известный эксперт по проблемам энергетики, президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук.

Александр Тодийчук: Согласно последним договоренностям, в частности, контрактов 19 января, покупкой российского газа должен был заниматься "Нафтогаз", частью внутреннего рынка дочерней компанией "Газпрома". "РосУкрЭнерго" не присутствует на этом рынке, согласно последним документам, которые были подписаны между правительствами России и Украины, и контрактами между хозяйствующими субъектами.

Андрей Шарый: Зачем вообще нужна и потребовалась компания "РосУкрЭнерго"? Нельзя было России и Украине, на ваш взгляд, обойтись без посредников несколько лет назад, когда заключали базовое соглашение о поставках газа?

Александр Тодийчук: Сама идея возникла как компромисс. Вначале эта идея была достаточно неплохой для экономики Украины. Мы помним, когда господин Путин заявил, что цена для Украины не может быть ниже 250 долларов за тысячу кубометров. Потом появилась компания "РосУкрЭнерго", которая сказала, что, комбинируя объемами поставок из Центральной Азии и российским газом, они могут довести газ гораздо дешевле в Украину. Реально это осуществилось. Другое дело, что "РосУкрЭнерго" с приходом на рынок Украины начал формировать в своем лице монополиста, то есть они начали скупать внутренние газораспределительные системы, так называемые, облгазы, другую инфраструктуру, лицензии на добычу нефти и газа и целый ряд других действий, включая активную политическую деятельность, что создало тоже определенные проблемы для "РосУкрЭнерго". Компания работала весьма закрыто, что создало условия для непрозрачных схем, формирование непрозрачных схем в Украине, которые в данное время начали рассматривать и давать им оценку.

Андрей Шарый: Сейчас, похоже, вся эта история получает такую большую политическую подоплеку, поскольку силы, верные президенту Ющенко, выступают в поддержку "РосУкрЭнерго", а те, кто склоняются на сторону Юлии Тимошенко, они хотели бы, чтобы всеми делами, связанными с газовыми поставками из России, занимался "Нафтогаз". Как решить этот спор, как вы считаете?

Александр Тодийчук: С одной стороны, я думаю, что необходимы, может быть, даже дополнительные соглашения или условия к контракту, подписанному 19 января между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины". Россия или "Газпром" уступил долги "РосУкрЭнерго" перед "Газпромом" "Нафтогазу" и передал 11 миллиардов кубических метров газа, которые закачал в свое время "РосУкрЭнерго" в подземные хранилища Украины по довольно низким ценам - 153,8 доллара за тысячу кубометров. Реальная цена у нас даже среднегодовая будет не менее чем 228. Уступка этого долга и возможность Украине получить 11 миллиардов газа по этой цене предусматривали возможность не пересматривать тариф по территории Украины при прокачке газа. Цена его 1,7 - это значительно ниже европейских тарифов. С одной стороны, Украина перешла на европейские цены по газу (я бы даже сказал, базовая цена гораздо выше среднеевропейских - 450 долларов за тысячу кубометров), а тариф оставили на один год. Юридически на сегодняшний день подписанных документов недостаточно. Юридически такая операция не защищена. Сегодня, когда в Украине правительство дало команду "Нафтогазу" растаможить этот газ, потому что он в нефтехранилищах, как транзитный газ, требуется деликатность в проведении юридических операций. Потому что уже сегодня "РосУкрЭнерго" передало в международные суды... Они опротестовали такие действия, назвали их юридически несовершенными. Либо сегодня частично силовым методом, либо грубым юридическим методом получить контроль над этим газом, с точки зрения государства, Украина психологически или, лучше сказать, морально имеет на это право. Но, с другой стороны, не исключается, что "РосУкрЭнерго", в лице своего руководителя господина Фирташа, через полгода, через год, через два может выиграть этот судебный процесс. И тогда "Нафтогазу" придется платить очень большие компенсации.
Идет нормальный процесс поиска наиболее оптимальных юридических схем решения договоренностей, которые были достигнуты 19 января. Украине необходимо как можно раньше получить дешевый газ с тем, чтобы закрыть проблемы. Эту операцию необходимо провести чистоплотно, грамотно с юридической точки зрения. Здесь существует проблема. Если бы не было высокого накала политический отношений, если бы через год нас не ожидали президентские выборы, этот процесс бы прошел никем незамеченный. Это плохо, в первую очередь, для имиджа Украины. С российской стороны мы опять слышим заявления господина Путина. Вы видите опять неопределенность, напряженность в газовом секторе Украины.

XS
SM
MD
LG