Ссылки для упрощенного доступа

Визит Уго Чавеса в Россию


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.



Андрей Шароградский : Сегодня с посещения Волгограда начинается трехдневный визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию, уже четвертый за его время пребывания на посту главы государства. Известный своим довольно экстравагантным популизмом, Чавес только что посетил Белоруссию, с которой, по его словам, Венесуэла заключила стратегический альянс. После России он отправится в Иран, Катар и Вьетнам. Рассказывает Сергей Гогин.



Сергей Гогин: Россия и Венесуэла похожи тем, что имеют богатые нефтяные запасы и огромное число бедных. Живут за счет экспорта энергоресурсов, а их президенты при этом имеют высокий рейтинг популярности. У этих стран как минимум три сферы общих интересов - политическая, экономическая и военно-техническая. О том, почему Уго Чавес видит в России своего политического союзника, говорит сотрудник Института Латинской Америки Российской Академии наук Эмиль Дабагян.



Эмиль Дабагян: Он рассматривает Россию, как один из полюсов многополюсного мира, который, по мнению Чавеса, должен быть построен на обломках постконфронтационной эпохи.



Сергей Гогин: Уго Чавес известен своей левой антиамериканской риторикой, а также дружбой с Фиделем Кастро, который уже объявил его своим идейным преемником. Вот и в Белоруссии Чавес призвал воплотить лозунг Ленина о недопустимости эксплуатации человека человеком, призвал сопротивляться гегемонии капитализма и заявил, что социализм не умрет никогда.


Российская дипломатия, как полагают эксперты, вряд ли поддержит открытый американизм Чавеса. Но Уго Чавес все равно видит в России привлекательного партнера. Говорит Эмиль Дабагян.



Эмиль Дабагян: Чавесу импонирует курс Путина на укрепление самостоятельной роли России на международной арене, его неприятие американской модели демократии, стремление отстоять собственный российский суверенитет.



Сергей Гогин: Другая сфера сотрудничества - нефтяная и газовая отрасль. России разрешено добывать венесуэльскую нефть и газ, ей также предложено участвовать в строительстве Южноамериканского газопровода, а это проект стоимостью 20 миллиардов долларов. Наконец, Россия только что согласилась продать Венесуэле 30 самолетов "Су-30" и столько же вертолетов, всего на сумму в один миллиард долларов. Ранее Венесуэла закупила у России 100 тысяч автоматов Калашникова. Россия готова построить в Венесуэле завод по производству калашниковых и боеприпасов к ним.


По заявлению Уго Чавеса, российское вооружение необходимо его стране на случай агрессии со стороны Соединенных Штатов. Как утверждает Чавес, в США идет работа над планом вторжения в Венесуэлу. Ему якобы известны детали этого плана. Как считает обозреватель Еженедельного журнала Александр Гольц, Чавес популист, и агрессивные планы США существуют только у него в голове. К тому же с помощью трех десятков российских истребителей гипотетическую войну в США не выиграть.


Чавес, хотя и расхваливает русское оружие, но, как говорит Александр Гольц, покупает его не только из-за отличного качества, сколько по необходимости.



Александр Гольц: Американцы, как известно, отказались продавать запчасти для " F -16", которые стоят на вооружении Венесуэлы. Страны Запада после этого отказа вряд ли продадут Венесуэле оружие. Остается единственный производитель современных вооружений - это Россия.



Сергей Гогин: Александр Гольц полагает, что восторг от этих поставок Соединенные Штаты вряд ли испытают. Но, с другой стороны, Россия действует в рамках международного права, говорит обозреватель.



Александр Гольц: На Венесуэлу не наложено никаких санкций, и Россия вправе ей продавать те вооружения, которые не подлежат ограничению и контролю. Поэтому Россия, если ей кто-то предъявляет подобные претензии, то делает большие глаза и говорит, а, собственно, что? - мы занимаемся бизнесом.



Сергей Гогин: Против кого может быть направлено оружие, которое Уго Чавес закупает в России? Об этом корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов спросил ведущего аналитика фонда "Наследие" Стивена Джонсона.



Стивен Джонсон: Частично оружейная сделка вызвана стремлением Чавеса иметь достаточно оружия, чтобы контролировать население собственной страны. Чавес намерен раздать эти автоматы своим политическим сторонникам в самой Венесуэле, которые бы держали вооруженные силы страны в повиновении, исключив, таким образом, возможность восстания военных против президента. Другой мотив - это иметь достаточно оружия, чтобы снабжать им повстанческие антиправительственные группы, которые все еще существуют в ряде стран Южной Америки, например, Революционные вооруженные силы Колумбии или маоистскую группировку «Сияющий путь» в Перу. В их лице Чавес стремится находить опору в его, как он считает, противостоянии западному империализму, который для него выражен в глобализации, свободе торговли и предпринимательства. Не думаю, что Чавес собирается применять закупаемые в России самолеты и вертолеты против правительств Чили, Колумбии или Перу. Но вот автоматы Калашникова - отличное средство для поддержки крайних леваков в соседних странах, которые Чавес искренне считает марионетками Соединенных Штатов.



Аллан Давыдов : Что для Соединенных Штатов означает нынешняя, четвертая по счету, поезда Уго Чавеса в Россию?



Стивен Джонсон: Сам по себе этот визит мало что значит. Однако сам президент Чавес рассматривает такую поездку, как способ укрепления альянсов, делающих его страну еще более независимой от Запада. Совершенно очевидно, что Чавес стремится к более тесным, союзническим отношениям со странами, которые традиционно занимают антиамериканские позиции, такими, как Иран или Северная Корея. Позиция России сейчас - ни проамериканская, ни антиамериканская. Но Уго Чавес, видимо, полагает, что, укрепляя отношения с президентом Владимиром Путиным, он сможет получать из России вооружения и использовать Россию в качестве рычага своих интересов на мировой арене, в частности, в ООН, чтобы противостоять решениям, которые, по его мнению, отражают глобальное доминирование Соединенных Штатов.



Сергей Гогин : Конечно, Россия, как суверенная страна, может дружить с кем угодно - с Ким Чен Иром, Александром Лукашенко, движением ХАМАС. Но вот в Соединенных Штатах Уго Чавеса считают диктатором. Придя к власти в 1998 году, он изменил закон о выборах и теперь может избираться президентом повторно. Он не любит частную собственность, зажимает большой и средний бизнес. Как это делается в Венесуэле, рассказывает ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки Виктор Семенов.



Виктор Семенов : Скажем так, такой закон принят сейчас в Венесуэле о том, что для того, чтобы получить кредит в государственном банке, или получить контракт в рамках программы правительственных закупок, или чтобы получить импортную лицензию нужно получить из Министерства труда документ о доверии трудящихся. В этом документе говорится, что этот предприниматель уважает права трудящихся и уважает права профсоюзов.



Сергей Гогин : Эксперт того же института Эмиль Дабагян тоже считает, что Чавес сам дает основания для упреков в авторитаризме.



Эмиль Дабагян: Чавес, конечно, прессингует на всем поле, резко отзывается об оппозиции, подмял под себя остальные ветви власти - законодательную, судебную.



Сергей Гогин: Подсчитано, что из 8 лет, что Чавес находится у власти, 1 год он провел в зарубежных визитах. В ходе нынешней поездки он намерен посетить, кроме России и Белоруссии, еще Иран, Катар и Вьетнам. Напомню, что две страны из этого списка - Иран и Белоруссию - Соединенные Штаты официально признали оплотом тирании.





XS
SM
MD
LG