Ссылки для упрощенного доступа

Экология достучалась до политики


Экологическая модернизация должна восприниматься как выгодный бизнес, отмечают российские экологи. В тех странах, где это осознание произошло, ситуация изменилась
Экологическая модернизация должна восприниматься как выгодный бизнес, отмечают российские экологи. В тех странах, где это осознание произошло, ситуация изменилась
О том, что означают экологические договоренности саммита "большой восьмерки", в частности, для России, в интервью Радио Свобода рассказал руководитель энергетических программ российской организации "Гринпис" Владимир Чупров.

– Лидеры "большой восьмерки" ставят целью не допустить потепления атмосферы более чем на два градуса Цельсия в течение ближайших 40 лет, а к середине XXI века - сократить выброс углекислого газа в атмосферу на 80%. Звучит впечатляюще. Можно ли сказать, что в этой сфере началась новая эпоха - видимо, в основном за счет того, что Барак Обама предложил новый подход к проблеме?

– И да, и нет. Действительно, лидеры стран "большой восьмерки" - самых развитых стран, к которым относится и Российская Федерация - начали осознавать важность проблемы. Это очень большой прорыв в сознании высшей политической элиты мира. К счастью, Россия согласилась с тезисом, что превышение на два градуса ведет к катастрофическим последствиям, в том числе и в самой России (до сих пор, кстати, у нас очень много скептиков, в том числе на официальном уровне). Важно, что Россия должна сократить на 80% эти выбросы.

– Предположим, Россия станет в точности соблюдать это решение. Что на практике будет означать эта декарбонизация экономики?

– На практике это будет означать, что доля нефти, газа, угля, которые используются для получения первичной энергии в России, будет снижаться. Сейчас это примерно 90% всей энергетики. То же самое и в других странах, пропорция примерно такая же. Разные пропорции уже внутри этой углеводородной части – какие доли занимают газ, уголь или нефть. Для России это означает, в наилучшем сценарии, что она должна пересмотреть свои документы стратегического планирования.

- Какие именно?
Так вот, если Россия всерьез рассматривает решения "восьмерки", то это означает, что ей необходим кардинальный пересмотр всего стратегического курса страны - то, что президент Медведев называет модернизацией и инновацией

- Это стратегия развития газовой энергетики, концепция социально-экономического развития, генеральная схема размещения новых объектов электроэнергетики до 2020 года. Если их читать внимательно, то Россия до сих пор официально развивается по сырьевому сценарию. Что такое сырьевой сценарий? Это открытие новых нефтяных, газовых месторождений, нефте- и газопроводы, новые ЛЭП в Китай, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона - с тем чтобы обеспечить их энергетическими ресурсами. Так вот, если Россия всерьез рассматривает решения "восьмерки", то это означает, что ей необходим кардинальный пересмотр всего стратегического курса страны - то, что президент Медведев называет модернизацией и инновацией.

К сожалению или к счастью, ни одна страна не выиграла войну на два фронта. Существуют две позиции - в выступлениях политиков, в документах: сырьевой сценарий (это традиционный ТЭК - в первую очередь, наша нефтяная отрасль) и инновационный. К сожалению, инновационная точка зрения представлена хуже: сегодня это в основном политическая риторика. Реального сильного бизнеса в этой сфере, который мог бы лоббировать свои интересы в Думе и в правительстве, пока нет. К сожалению, силы "инноваторов" и "сырьевиков" пока не равны.

Для России это означает, что в стране должны появиться новые институты, которые бы представляли интересы возобновляемой энергетики, вот этого самого "хай-тека". Да, есть попытки, есть нанокорпорации, есть какая-то риторика по энергосбережению, но этого катастрофически мало, нужен реальный сектор, реальный бизнес, который бы этим занимался. "Гринпис" не сможет везде установить ветряки.

Владимир Чупров в студии Радио Свобода (апрель 2006 года)
Кроме того, необходимо политическое представительство нового коммерческого сектора. Ну, условно говоря, министерство возобновляемой энергетики, не ниже. Потому что иначе у нас опять получится, как с Министерством природных ресурсов и экологии: с одной стороны, мы занимаемся экологией, но экология находится в ведении министерства, которое занимается эксплуатацией ресурсов. Чтобы избежать такой двойственности, нам нужно на уровне министра иметь человека, который бы занимался экологическими вопросами и вопросами энергосбережения. В российском федеральном правительстве нет ни одной структуры, которая бы отвечала за энергосбережение, тем более - за возобновляемую энергетику.

- Что получит в качестве приза Российская Федерация в случае, если эти планы будут реализованы?

- Модернизацию - мы не должны будем вкладываться в открытие новых месторождений, строительство новых городов на вечной мерзлоте, мы будем налаживать нормальную жизнь на уже освоенных территориях. Фактически у нас есть шанс получить новую страну, где в центре внимания будут не интересы группы олигархов, представляющих ТЭК (которая, кстати, и правит нашей страной в настоящее время), а интересы людей.
XS
SM
MD
LG