Ссылки для упрощенного доступа

"Маленькие" люди и "большое" правосудие: кто кого?


Марьяна Торочешникова
Когда старшина Гильдии судебных репортеров Леонид Никитинский привел меня на Радио Свобода, мы задумали делать передачу "Правосудие. Большие победы маленьких людей". "Маленькие" люди действительно довольно регулярно и повсеместно выигрывали крупные иски, обращенные к министерствам и ведомствам, чиновникам всех рангов и мастей, банкам, корпорациям и прочим сильным мира сего. На дворе стоял 2000 год. Гусинского только что выпустили из-под ареста, признанного впоследствии незаконным. Госдума обсуждала проекты нового УПК РФ, суды присяжных работали в нескольких регионах (в рамках эксперимента), а судьи вовсю применяли появившуюся четырьмя годами ранее статью 1069 ГК РФ.

К тому времени как эксперты, с которыми мы обсуждали различные юридические проблемы, начали говорить: "Марьяна, вы безнадежно испорчены своей передачей", имея в виду мою веру в независимость, объективность и беспристрастность российского правосудия, "победный хвост" от названия программы естественным образом отвалился. На здании Верховного суда разместилась зрячая Фемида, Сутягину дали 15 лет за шпионаж, Ходорковского и Лебедева упекли в "Матросскую тишину", а "маленькие" люди стали все реже выигрывать в судах у "больших".

Пару лет назад Свобода изменила сетку вещания, и "Правосудие" спряталось в архивы. К тому времени мы уже успели обсудить отмену губернаторских выборов, идею переезда Конституционного суда в Петербург, монетизацию льгот, изменения в законы о терроризме и НКО…

Теперь в рамках передачи "Человек имеет право" все реже говорится о победах. Разве что Страсбург порадует.

Вот так. Прошли победы, покрывается нафталином правосудие, а фраза "человек имеет право" все чаще вызывает стойкую ассоциацию с конкретным человеком и тем, КАК он это право имеет.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG