Ссылки для упрощенного доступа

"Тур де Франс" как возможность попасть в больницу


Бельгиец Фредерик Виллемс после падения на "Тур де Франс"-2011
Бельгиец Фредерик Виллемс после падения на "Тур де Франс"-2011
Необычайно драматично в этом году складывается крупнейшая международная велогонка "Тур де Франс". На девятом этапе соревнований, состоявшемся в минувшее воскресенье, упали сразу 12 велосипедистов, четверо из них госпитализированы, один лидеров мирового велоспорта – казахстанский гонщик Александр Винокуров – получил столь сложный перелом, что под угрозой оказалась его спортивная карьера. Затем в группу лидеров врезалась телевизионная машина. Несколькими днями ранее случился еще один массовый завал. На первом этапе незадолго до его финиша упали почти все велосипедисты из группы лидеров.

Недавняя гонка "Дживо д'Италии" – не обошлась без трагедии – погиб бельгийский гонщик. Рассказывает спортивный обозреватель РС Алексей Кузнецов:

– Все участники самой престижной в мировом велоспорте гонки, все эксперты в один голос твердят: такого количества падений, массовых завалов, тяжелых травм, крови и переломов на "Тур де Франс" не может вспомнить никто.

Первым на 9-м этапе Тура-2011 выбыл из борьбы Павел Брутт, чемпион России-2011 в групповой гонке, участник российской же профессиональной команды "Катюша". Затем фактически на ровном месте упал прошлогодний победитель Тура испанец Альберто Контадор. Но в этих двух случаях обошлось без серьезных травм. А вот дальше случились действительно вопиющие случаи.

За 90 км до финиша случился массовый завал на узкой дороге. В поворот не вписалась группа гонщиков, и часть из них на большой скорости вылетела за пределы трассы, через ограждения. Во время этого инцидента очень тяжелые травмы получил капитан команды "Астана" Александр Винокуров из Казахстана. У него сломана бедренная кость и серьезно поврежден локоть. По первым сообщениям, это может стать причиной завершения карьеры талантливого гонщика.

Бельгиец Юрген ван дер Брок разбил голову и потерял сознание. Его соотечественник Фредерик Виллем сломал ключицу, американец Дэвид Забриски – кисть. Немецкий гонщик Андреас Клёден получил сильный ушиб поясницы.

Но и этим дело не кончилось. За 35 км до финиша машина французского телевидения резко свернула вправо, чтобы не задеть дерево, и ударила испанца Хуана Антонио Флечу. Тот от неожиданности столкнул голландца Джонни Хугерланда, который вылетел прямо на колючую проволоку дорожного ограждения, отстав в итоге от тех, кто ехал рядом с ним в отрыве, на 17 минут.

Единодушное мнение всех, кто заинтересован в нормальном ходе гонки, – необходимо срочно принимать самые серьезные меры безопасности. Ведь было же это сделано и Формуле 1 и в горнолыжном спорте! Вот что о причинах многочисленных инцидентов говорит Андреас Клёден: "Дороги, как тропинки, узкое полотно, сплошные заплатки, вверх-вниз, спортдиректора гонят всех вперед, машины ломят с бешеной скоростью со всех сторон – а нас 2 сотни человек. Что удивляться этим завалам?"

Высокая скорость, неэффективные тормоза, не работающие и порой опасные для жизни ограждения, наконец, потенциально опасные трассы – все это требует немедленного принятия самых серьезных мер, иначе жертв будет становиться все больше и больше
Кроме того, о чем сказал Андреас Клёден, можно вспомнить толпы зрителей на обочине трассы, выбегающих порой прямо под колеса, безудержную гонку за скоростью, которая выражается в стремлении максимально снизить вес и велосипедов, и самих гонщиков, которые порой выглядят неестественно худощавыми. Высокая скорость, неэффективные тормоза, не работающие и порой опасные для жизни ограждения, наконец, потенциально опасные трассы – все это требует немедленного принятия самых серьезных мер, иначе жертв будет становиться все больше и больше, – считает Алексей Кузнецов.

Об опасности современных велогонок говорит вице-президент Федерации велосипедного спорта России, заслуженный мастер спорта Александр Гусятников:

– Первое, конечно, – это погода, боковой ветер, который гуляет в этом регионе. Ветер был очень сильным с первого этапа. А так как на дорогах сейчас для снижения, наверное, скорости, строят круги, островки, часто бывает, что спортсмены, едут "змейкой", и первые-то видят, куда едут, а за ними уже где-нибудь на 10-15 позиции – не видят. Естественно, они налетают на островки безопасности. Скорость высокая, и в этих завалах много человек оказывается.

– Это проблема трасс или это проблема организации гонок?

– Это стечение обстоятельств, прежде всего. Если бы не было бокового, гуляющего ветра, было бы намного меньше травм. А так как скорости увеличились, стабилизация в гонке не произошла до сих пор, соответственно гонка идет нервно, в отрывы гонщиков не отпускают. Это все вместе сложилось и повлияло на ход гонки. Ну, конечно, не всегда бывают очень внимательны машины обеспечения и телевидения, даже те, кто дожжен следить за безопасностью гонки.

– Велоспорт всегда был травмоопасным видом спорта, или в то время, когда вы, например, выступали на очень высоком уровне, не было такой опасности для спортсменов?

– Было меньше машин. И велосипеды были покрепче – металлические, тяжелые. Сейчас велосипеды больше из композитных материалов, облегченные. Соответственно, прочность уступает прежним. Но и тогда тоже были и завалы, и падения, и травмы. На "Тур де Франс" в этом году, как никогда, очень высокий подбор основных гонщиков, способных бороться за достойное место. Все хотят на какое-то время заполучить какую-либо майку, засветиться перед своим спонсором и, вообще, появиться на экране телевизоров.

– Получается, чем выше уровень гонщиков, как ни парадоксально, – тем больше опасность травм?

– Именно при такой погоде и при таком накале борьбы. Вот оно тут все вместе сошлось, когда боковой ветер, когда на каком-то участке у гонщиков скорость по 60-70 км, и "струна", как ее называют велосипедисты, вытягивается на сотни метров. Пелотон растягивается. И вот эта вся змейка несется по дороге, и вдруг она подлетает к круговому движению. Одним часто с одной стороны круг объезжать, другим с. А никто никому уступать не хочет. Все мчатся вперед. Это, естественно, всегда чревато опасностью. Здесь нужно вдвойне внимательным быть. А после 150 км на фоне усталости в какое-то мгновение гонщик не успевает среагировать на тот или иной островок безопасности и, налетев на него, бывает и не удерживает руль, падает, прихватывая с собой второго, третьего, – и, как карточный домик, все начинают сыпаться. Вы, наверное, видели – один падает, перегораживает всю дорогу. Вроде финиш уже скоро – вот она, толчея идет предфинишная. А за него цепляются, падают – и вот уже всю дорогу завалили.

– За последние 10-15 лет средняя скорость движение пелотона в велоспорте возросла?

– Ненамного. Бывают этапы, когда едут быстро, но, я думаю, что она примерно держится уже два десятка лет.

– Как вам кажется, по итогам "Тур де Франс" будут сделаны какие-то выводы, что-то будут делать в велоспорте по-другому, чтобы избежать такого стечения обстоятельств? Или это невозможно?

– Вынесут это все на руководящий комитет, обсудят. Где-то, наверное, будет рекомендация обезопасить финишные километры в первую очередь, чтобы было поменьше островков безопасности, сложных поворотов. А в остальном, я думаю, что нет особого смысла что-либо менять.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG