Ссылки для упрощенного доступа

ММКФ: полицейский нуар, Иуда и гомосексуальность


Кирилл Разлогов
Продолжается 35-й Московский международный кинофестиваль. Каждый день конкурсной программы оказывается посвящен определенной теме. Российская экранизация "Иуды Искариота" Леонида Андреева в представлении молодого режиссера Андрея Богатырева соседствует с голландским фильмом "Маттерхорн" о преодолении религиозных предрассудков. День открытия был связан с идеей профессиональной психотравмы людей опасных профессий: показали не вполне убедительную английскую драму "Наслаждение" о женщине – военном фотографе и изящный полицейский нуар "Другая жизнь Ришара Кемпа" режиссера Жерминаля Альваре. Рассказывает программный директор фестиваля Кирилл Разлогов:

UniFrance мне показывали довольно большое количество французских фильмов, за три дня я посмотрел, по-моему, фильмов 50. Помимо картины "Пена дней", которая ушла в конкурсную программу фестиваля в Карловых Варах, а у нас показывается вне конкурса, не было фильма, который бы мне показался интересным, и я обрадовался, когда появился "Ришар Кемп". Во-первых, достаточно тонкий и остроумно сделанный сюжет, режиссер был и автором сценария. Во-вторых, две выдающиеся, на мой взгляд, актерские работы, это прежде всего Жан-Юг Англад. Режиссер объяснил, что он взял звезду 80-х годов и отправил его обратно в 80-е, собственно говоря, когда он был звездой. Ну, и любимая мной актриса Мелани Терриен, я ее видел впервые в "Принцессе де Монпансье" у Бертрана Тавернье.



– Давайте поговорим о русских фильмах в программе кинофестиваля. Я имею в виду сейчас "Иуду" Андрея Богатырева и "Роль" Константина Лопушанского. С одной стороны, "Иуда" кажется крупным амбициозным проектом молодого режиссера, а с другой стороны, по визуальной и постановочной части он представляется довольно вторичным, имея в виду все классические европейские крупные фильмы на евангельские сюжеты.

– Дело в том, что классические европейские огромные фильмы на евангельские сюжеты – это каноническая трактовка Евангелия с легкими изменениями. Не считая, может быть, Скорсезе (но это не европейская картина, а американская) и Казанзакиса. Рассказ Леонида Андреева предлагает абсолютно неканоническую трактовку, которая вызвала скандал в начале прошлого века, и если посмотреть на вещи светлым взглядом, не замутненным глупостями, вполне может вызвать скандал и в начале ХХI века. Это смелый проект. Можно высказывать претензии к тому, как он реализован, подобраны актеры, но то, что это большая амбициозная картина, вполне фестивальная, у меня не вызывает сомнений. Фильм Константина Лопушанского – это была первая картина, которую мы отобрали без всяких колебаний. Хорошая актерская работа, несколько работ, но в основном Максима Суханова, и это, на мой взгляд, лучший фильм Лопушанского за последние годы.



– Насколько я понимаю, сценарий несколько перекликается с темой "Господина оформителя", то есть главный герой – человек из мира искусств, который так вживается в действительность, что она его убивает. Это общая тема русского модерна, околореволюционных русских лет, или это представление людей XXI века о том, что такое человек и история?

– Нет, это бродячий сюжет, не специфически русская история. Я видел несколько аналогичных картин о том, как вымышленная идентичность становится роковой для человека. Но это скорее было бы противопоказанием для выбора картины, если бы она не была так блестяще сделана. А так – это бродячий сюжет, сейчас мы живем в эпоху множественных идентичностей, есть попытки сменить пол, сменить идентичность, скрыться, начать другую жизнь. Все эти истории фашистов, которые скрываются в Латинской Америке, шпионов, которые становятся излюбленными персонажами, потому что живут чужой жизнью. Тема очень актуальна для современного мира, тысячу раз использовалась и в литературе, и в кино. Здесь есть очень четкая разработка этой темы, очень убедительная психологически, точно вписанная в определенное историческое время, в определенную эпоху, послереволюционный период.



– В контексте нынешних политических изменений, законодательных инициатив Госдумы с запретом так называемой пропаганды гомосексуализма, поневоле начинаешь обращать внимание на фильмы, которые затрагивают тему гомосексуальности. В фильме "Рози" персонаж – известный берлинский гомосексуальный писатель, в фильме "Маттернхорн" герой пытается определить свою идентичность через близкие отношения к человеком своего пола, да еще и ментальным инвалидом, что вызывает скандал в деревне. Вы, беря такие картины в конкурс, не боялись упреков со стороны чрезмерных новых моралистов?

– Нет. А чего бояться? Волков бояться – в лес не ходить. Вообще, очень трудно найти качественную артхаусную картину, где бы тем или иным боком не проглядывала проблема нетрадиционной жизни, нетрадиционных отношений. Я имею в виду не только гомосексуальность. Это то, что я уже говорил про шпионов, про изменение пола, индивидуальности. Искусство интересуется пограничными явлениями, и в этих пограничных явлениях, естественно, огромное место занимают вещи, которые в обычной жизни неприемлемы. Это вообще широкая тема – "что позволено Юпитеру, не позволено быку", то есть что может быть позволено художникам? История Романа Поланского, например. Может ли гений себе позволить что-то такое, что простым гражданам нельзя? В эпоху глобальной демократии кажется, что нет таких исключений.

Гомосексуализм просто привлек внимание наших законодателей, поскольку, видимо, у них это латентное желание, тщательно скрываемое от окружающих, но ведь в культурологическом плане это огромный пласт вещей, которые чрезвычайно интересны именно в силу того, что связаны с запретом, с тем, как на этот запрет реагировать, что делать. Мне кажется, для искусства это кладезь. И то, что у нас две-три, может быть, четыре картины, где эта тема так или иначе затрагивается, так это вполне естественно.

Ваше мнение

Показать комментарии

Ошибка сервера

Ой! Как вы понимаете, это не то, что мы хотели бы вам показать

Адрес этой страничке был отослан разработчикам для анализа и исправления. Приносим извинения!

Пожалуста, используйте Поиск вверху страницы, чтобы найти больше

ЕВРОПА ДЛЯ ГРАЖДАН

XS
SM
MD
LG