Ссылки для упрощенного доступа

Обращение жителей петербургского Дома ветеранов сцены к съезду театральных деятелей России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Андрей Шарый : 90 жителей петербургского Дома ветеранов сцены написали обращение к съезду театральных деятелей России, который пройдет в Москве в следующие выходные. Ветераны сцены протестуют против продажи земли, которая принадлежит дому. Они боятся, что скоро могут лишиться особняка, который некогда был подарен театру русскими актерами. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Великая русская актриса Мария Савина купила участок земли на Петровском острове, построила дом и передала его ветеранам сцены. Царь подарил Савиной еще один участок земли. Права актеров на дом и около 6 гектаров земли с уникальным парком ратифицировала даже советская власть. Теперь дом требует ремонта, но денег на него нет. За соблюдение прав престарелых актеров, живущих там, выступает главный редактор Петербургского театрального журнала Марина Дмитревская.



Марина Дмитревская : Примерно 10 лет перед нашим СТД во главе с Александром Александровичем Калягиным стоит проблема этих несчастных стариков. 4 года назад ситуация была катастрофической. Петербургский театральный журнал и мы подняли этот вопрос во всех СМИ, потому что стариков плохо кормили. Сейчас деньги им стала давать наш губернатор Валентина Ивановна Матвиенко. В ближайшие выходные должен состояться съезд театральных деятелей. Он бывает раз в пять лет.


Накануне Александр Александрович Калягин дает интервью. Газете "Культура" он рассказал, что найден инвестор, московская компания "Система Галс", которой СТД переуступает, есть такая формулировка, практически продает, 4 гектара из 6 земли на Петровском острове. За эти деньги эта компания "Система Галс", принадлежащая Феликсу Евтушенкову... Это сын Владимира Евтушенкова, это ближайший лужковский круг. Лужков построил Калягину театр. Какие-то отношения значит существуют.



Татьяна Вольтская : Вопрос о собственности этого дома и земли встает не сегодня.



Марина Дмитревская : Нет. 4 или 5 лет идет вопрос о том, как реконструировать дом. СТД идет по пути наименьшего сопротивления. СТД - землевладелец. Эту землю они продают для того, чтобы отремонтировать дом. При этом всей территории Дома ветеранов присвоен статус памятника истории культуры федерального значения. Это парк, заложенный еще при Петре Первом, где растут именные деревья. Существует письмо нашего вице-губернатора Косткиной о том, что владея этой землей, СТД не имеет права производить там какие-то действия, например, там запрещено градостроительство. При этом Александр Александрович Калягин во всеуслышание объявляет, что на этих 4 проданных гектарах, переуступленных, будет построено нечто коммерческое. Существует письмо директору Дома ветеранов о том, что готова ли часть корпусов к выселению. То есть в обход закона, потому что земля и дом под надзором ГИОПа, СТД громогласно объявляет о продаже земли.


Совет ветеранов Дома, ветеранов сцены, обратился к съезду театральных деятелей России за помощью. Старики говорят, что они будут обращаться во все международные организации о том, что разбазаривается общая собственность театрального сообщества, накопленная, между прочим, более чем за 100 лет.


Калягин создал комиссию по Дому ветеранов, в которую ввел трех человек, в том числе совершенно замечательного председателя совета ветеранов Дину Петровну Кальченко. Ни разу этот совет не был собран. В письме ветераны пишут о том, что все совершается подковерно, что все совершается тайно.



Татьяна Вольтская : Как же быть? Я позвонила главе Петербургского комитета по культуре, секретарю Союза театральных деятелей Николаю Бурову.



Николай Буров : Я с этим вопросом 5 лет мучаюсь. Он такой трудно решаемый. Сегодня дом загружен наполовину. По-настоящему он нуждается в очень серьезном капитальном вмешательстве. У Союза театральных деятелей денег на этот дом нет. На мой взгляд, сегодня другого решения проблемы нет. Нам необходим инвестпроект для того, чтобы привести все это в состояние, необходимое на начало XXI века.



Татьяна Вольтская : Но продать-то хотят 4 гектара земли из 5 с половиной.



Николай Буров : Вот это неправильно. Потому что я предлагал продать менее 50 процентов.



Татьяна Вольтская : Марина Дмитревская видит другой выход из положения.



Марина Дмитревская : На этой территории стоят несколько уже существующих зданий. Например, Савинский особняк и четвертый корпус могут быть переоборудованы в гостиницу, например, которая могла бы приносить какой-то доход. Земля ведь продается, когда у бездны на краю. Тревожит то, что голоса 90 стариков, которые живут на Петровском острове, не услышаны, а когда пресса пытается что-то сказать, она получает устрашающие письма от Александра Александровича Калягина, в частности, такое письмо получила я.



Татьяна Вольтская: Марина, вы не в первый раз выступаете в защиту стариков, живущих там. Правда ли то, что Александр Калягин грозится подать на вас в суд?



Марина Дмитревская : Да, я получила такое письмо, что он грозится подать на меня в суд за клевету, за то, что я изложила содержание июньской пресс-конференции, проходившей в "Интерфаксе" 4 года назад. За поддержку Дома ветеранов на журнал был лишен финансирования СТД. Сейчас нам тоже отказано в финансовой помощи этого года. Более того, меня не пускают на съезд СТД. Съезд проходит в каком-то глубоко закрытом режиме. В пресс-службе съезда мне сказано, что пресса приглашается по личным приглашениям Калягина, как будто на день рождения.



Татьяна Вольтская: На что вы надеетесь? Это письмо кем должно услышано?



Марина Дмитревская : Ветераны просят, чтобы его прочитали на съезде. Я поеду в Москву. На съезд меня не пустят, но я отдам текст этого письма делегатам. У кого есть совесть, тот попробует его огласить.





XS
SM
MD
LG