Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Шмаков в четвертый раз избран председателем ФНПР


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева и Максим Ярошевский.



Александр Гостев: В Москве завершился шестой съезд Федерации независимых профсоюзов России. Профсоюзное мероприятие вызвало довольно большой интерес у представителей власти. Там выступили и президент страны Владимир Путин, и председатель Госдумы Борис Грызлов. Однако самый острый вопрос съезда - повышение минимальной оплаты труда - остался без внятного ответа. Зато был решен главный организационный вопрос. Михаил Шмаков в четвертый раз был переизбран на должность председателя федерации. После съезда Михаил Шмаков ответил на вопросы нескольких журналистов, среди которых была и корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Ольга Вахоничева: Очередное назначение Михаила Шмакова на пост председателя Федерации независимых профсоюзов было ожидаемо. Реальной альтернативы у единственного на съезде кандидата на эту должность не было. Как отмечали делегаты, это можно отнести к недостаткам работы профсоюзных организаций, которые не могут представить иных кандидатур. К проблемам отнесли и практическое отсутствие молодежи в профсоюзных рядах. За падение численности в профсоюзах пожурил Федерацию и первичные организации и президент Владимир Путин, выступивший в первый день работы съезда.



Владимир Путин: За последние пять лет численность Федерации независимых профсоюзов снизилась на 10 миллионов человек. Это серьезный сигнал для профорганизаций. Это значит, что привлекательность членства в профсоюзах снижается для людей. Это серьезный сигнал, и на это нужно, конечно же, обратить внимание.



Ольга Вахоничева: Однако, по словам лидера федерации, президенты тоже иногда ошибаются, и данные, представленные Путину его командой, не соответствуют действительности, и завышены практически в два раза.



Михаил Шмаков: Естественно, он пользуется теми материалами, которые для него готовит аппарат, его референты. Референты где-то ошиблись. И говорю сегодня еще раз, что я сказал президенту о том, что здесь вкралась ошибка, и он с этим согласился. И я, как вы помните, в заключительном слове об этом сказал всему съезду, для того чтобы не было, скажем так, недобросовестного обсуждения данного момента. Каждый из нас ошибается.



Ольга Вахоничева: Пик популярности профсоюзов пришелся на советские времена. Тогда члены профсоюзов, помимо прочих привилегий, имели возможность пользоваться различными льготами: от внеочередного устройства ребенка в детский сад до получения путевки за границу. Самая крупная общественная организация, имеющая 100-летнюю историю, переживала и периоды забвения. Об истории профсоюзов в интервью корреспонденту Радио Свобода Максиму Ярошевскому рассказал социолог Александр Тарасов.



Александр Тарасов: До 1905 года профсоюзная деятельность была запрещена и профсоюзы были нелегальными, подпольными.



Максим Ярошевский: А если вспоминать со времен возникновения Советского Союза, то насколько они были влиятельными?



Александр Тарасов: В 20-е годы достаточно влиятельными были профсоюзы в Советском Союзе. С ними всерьез считались. При Сталине, естественно, все это было свернуто, профсоюзы превратились в часть государственной машины, формально считавшейся общественной организацией. И так это длилось до распада Советского Союза.



Максим Ярошевский: После распада в таком случае при России нынешней влияние профсоюзов велико?



Александр Тарасов: Дело в том, что у нас сохранился такой неликвидированный советский обломок, который называется Федерацией независимых профсоюзов России. Это наследник ВЦСПС. И он не является, этот обломок, в прямом смысле слова профсоюзами, хотя он объединяет большинство объединенных в профсоюзы работников. А поскольку он не является профсоюзами, а является вот таким приводным ремнем партии "Единая Россия", что символизирует собой Андрей Исаев, который, с одной стороны, секретарь ФНПР и заместитель председателя ФНПР, а с другой стороны, он же член политсовета «Единой России» и заместитель председателя «Единой России», то, естественно, что эта организация на самом деле не представляет интересы наемных работников и напрямую за них не борется.



Максим Ярошевский: То есть все-таки это достаточно сильное объединение, оно готово чего-то добиться? Например, сейчас пытаются добиться увеличения минимального размера оплаты труда.



Александр Тарасов: Если это произойдет, то это произойдет путем сложных переговоров в кремлевских кабинетах и не по той причине, что ФНПР чего-то требует, а просто ФНПР затем припишет это себе как успех. Е сть такая роль официальная – они как бы транслирует наверх запросы и интересы масс. А верхи как бы к ним прислушиваются.



Ольга Вахоничева: К главному заявлению Михаила Шмакова на съезде о намерении Федерации профсоюзов в течение двух лет добиться повышения минимальной оплаты труда до прожиточного минимума, то есть до 4000 рублей скептично отнеслись не только лидеры первичных организаций. Экономисты предполагают, что инфляция не позволит существенно стабилизировать положение бюджетников, даже при условии, если правительство пойдет навстречу профсоюзам. Об этом в интервью Максиму Ярошевскому заявила экономический эксперт Наталья Орлова.



Наталья Орлова: В принципе любая индексация, любое повышение такого типа норм, оно, конечно, инфляционно. Я думаю, поскольку эти предложения, обсуждения касаются все-таки распространения этой индексации на несколько лет, то мы можем говорить не о каком-то разовом всплеске инфляции, а скорее о длительном влиянии на уровень роста цен. И я думаю, что, наверное, в годовом выражении это все-таки будет не очень существенно. Я бы оценила эффект от этой меры, может быть, как 0,5% в годовом выражении, максимум - один процентный пункт. То есть если, например, в этом году у нас инфляция составит 8,5% по оптимистичным прогнозам, в принципе это будет означать, что применение такой нормы в следующем году означало бы переход с 8,5 на 9,5. То есть, безусловно, это имеет с точки зрения прогнозов для правительства достаточно серьезных эффект в смысле изменения их ориентиров ценовых, но я думаю, что с точки зрения населения это все-таки не сильно ощутимо и вряд ли будет каким-то очень негативным фактором. Тем более не нужно забывать, что есть положительный фактор, который замедляет темпы роста цен. В частности, наиболее существенный - это дедолларизация и переход населения из валюты в рубли, и это, конечно, повышает спрос на рубли и сокращает инфляционное давление.



Максим Ярошевский: Если гипотетически представить, что инфляция будет большой?



Наталья Орлова: Вы знаете, большая инфляция, в общем-то, чревата всегда одним - это тем, что конкурентоспособность российским производителей сокращается. И происходит переход потребления на импортную продукцию.



Ольга Вахоничева: Среди приоритетных задач перспективной работы, поставленных делегатами на съезде Михаил Шмаков в первую очередь назвал задачу укрепления профсоюзных рядов.



Михаил Шмаков: Мы обсуждали здесь, как бороться с тенденцией снижения численности профсоюзов, как создавать новые первичные профсоюзные организации, как укреплять каждый профсоюз, по какому пути надо идти, чтобы малочисленные профсоюзы соединяли свои усилия с более крупными.



Ольга Вахоничева: Основы будущей деятельности - повышение заработной платы бюджетникам, достойных социальный пакет каждому работающему и другие социальные задачи - изложены в программе "За достойный труд". По словам заместителя председателя ФНПР Андрея Исаева этот документ будет рассмотрен на предстоящем съезде "Единой России", который состоится в Екатеринбурге.


XS
SM
MD
LG