Ссылки для упрощенного доступа

Минский Евродиван


Президентские выборы в Белоруссии вряд ли удивили кого-то своим главным исходом. Интрига заключалась разве что в том, сколько наберёт сам Лукашенко, сколько его главная соперница Татьяна Короткевич, и сколько людей пойдут протестовать на улицу. Вот об этих итогах - по порядку.

Выборы, судя по всему, шли в лучших советских традициях.

Ганна Климович:

Выходит из кабинки бабушка с маленьким мальчиком (года четыре, может быть). Председатель комиссии подходит к мальчику угостить конфетой и спрашивает: "Что, бабушке помогаешь?". На это ребёнок быстро, весело и громко отвечает: "За Александра Григорьевича Лукашенко!". No comments (перевод с белорусского - РС).

Сергей Наумчик:

Ярмошина, а давай как при Брежневе, явка 99,98% и 99,98% - "За". Правда, к чести Леонида Ильича, он сделал своего сына только заместителем министра и в состав делегации ООН его не включал (перевод с белорусского - РС).

Украинские блогеры грубо предлагают не лезть в обсуждение россиянам (логично, но зачем тогда лезть самим?).

Россияне, разумеется, лезут.

Кирилл Шулика:

Про выборы в Белоруссии еще вот чего можно сказать...

Вы в Европе таких выборов нигде больше не увидите, они уникальны. Такого нет даже в России. Знаете почему? Ни в одной стране Европы нет такого масштабного госсектора и людей, зависимых от государства, типа студентов или пенсионеров. В Белоруссии государство кормит всех. В России такие вещи можно эпизодами наблюдать, но это не вся страна тотально и повально. В Белоруссии вся. И если в Минске хоть что-то может вырасти, то провинция вся зависит от государства.

Соответственно, и аномальная досрочка вам, и много чего еще. В принципе людей вышколили, даже гнать не надо особо.

И если в Минске я хоть на ряде участков видео наблюдателей от оппозиции, то в провинции их, видимо, нет совсем, а если есть, то это экзотика. Существующие наблюдатели от профсоюзов выполняют декоративную функцию. Оппозиции же как таковой дальше Минска нет даже в том печальном состоянии, в котором она есть в столице.

Ровно поэтому я белорусские выборы не могу вообще ни с какими сравнить. Даже с советскими, потому что тут есть и имитации конкуренции, и попытка провести действительно европейские выборы под присмотром ОБСЕ.

Наталья Пелевина:

Выборы без выбора сегодня проходят в Белоруссии. Общаясь с ними поняла, что, хоть и живут они бедно, их устраивает, что Батька хотя бы не ворует. Это у них глядя на нас. Сил на сопротивление там, конечно, нет. Когда в России рухнет, тогда и там.

Что и когда рухнет, пока неизвестно. Пока что главное ощущение от белорусских выборов - чувство всеобщей усталости.

Владимир Мацкевич:

Кажется я стал свидетелем зарождения новой народной традиции -- в день "выборов" собираться дружеской компанией для совместного поедания борща.
С утра получил два приглашения на борщ от фейсбучных френдов.

Это распространилось и на главную противницу Лукашенко Татьяну Короткевич. С очень скромным результатом она отправилась отмечать его в ресторан вместо участия в протестах.

Не очень задался и массовый протест в центре Минска.

Российские пропагандисты в целом отрабатывали тему белорусских выборов достаточно вяло, но свои дежурные набросы тоже делали.

Вместо "экспорта майдана" неизвестный парень с российским флагом попробовал экспортировать в Минск Антимайдан, но, кажется, не очень удачно.

Кто-то уже ждёт инаугурации АГЛ.

А кто-то считает время, уже проведённое Лукашенко у власти.

Ярослав Шимов:

Я в принципе монархист (хотя вообще-то не абсолютист), и в нынешних условиях я за коронацию. Народ, похоже, не против. А издеваться над идеями, понятиями и словами в чем-то хуже, чем над людьми - это загаживает им мозги на десятилетия вперед, что мы и видим, собственно. Понятие народовластия не заслуживает такого обращения. Поэтому я за коронацию - не надо больше вот это вот всё повторять. В качестве титула можно выбрать "великий князь" - с одной стороны, наследует традиции ВКЛ (кивок в сторону Европы), с другой - не чуждо и традиции Российской империи (кивок в другую сторону). Главное, что в нынешней ситуации никто ведь и слова не скажет.

Александр Федута подводит итоги выборов в "Ежедневном журнале":

В момент, когда я пишу этот текст, официальные результаты белорусских выборов 11 октября 2015 года еще не подведены. Но уже известны два результата. Первый: нового президента Беларуси зовут Александр Григорьевич Лукашенко. Второй: проиграли все. И Лукашенко в том числе.<...>

Проигрыш Лукашенко очевиден. Вместо полной отмены санкций против него и его окружения Европейский союз принял предварительное решение о четырехмесячном моратории на них. То есть если предпоследний диктатор Европы будет вести себя хорошо в течение четырех месяцев, санкции будут сняты окончательно. Опыт, однако, показывает, что такого рода «короткий поводок» для Лукашенко просто неприемлем, а стало быть, скорее всего, он просто сорвется и натворит «глупостей».

Первой такой «глупостью» имеет шанс стать его согласие на размещение на территории Беларуси российской авиабазы. Поскольку Владимир Путин и так (с его точки зрения) проявил небывалое великодушие, не настаивая на базе до переизбрания своего дорогого и недешево обходящегося союзника, можно предположить, что после выборов, да еще и в самом начале отопительного сезона, давление на Лукашенко с целью добиться согласия будет резко усилено. Это сделает невозможным получение западной финансовой помощи, и экономический кризис в Беларуси перейдет на следующий виток. А так как у России особо денег на содержание лишних десяти миллионов чужих граждан тоже нет, то можно предположить резкое снижение уровня жизни в стране уже в следующем году.

И это как раз и есть главный проигрыш Лукашенко. До сих пор, говоря словами корреспондента польской «Газеты выборчей» в Москве Вацлава Радзивиновича, за Лукашенко молились черти: то судьба ему теракт в Нью-Йорке подбросит, то Беслан, то Майдан. То есть переизбраться можно на фоне чужих бедствий. Но уходить-то нужно на экономическом подъеме – если хочешь добиться гарантий. А уход на спаде для авторитарных правителей как раз и является главным поводом для последующих репрессий против них. И чем дольше сидит правитель в своем кабинете, тем больше шансов, что репрессии могут последовать. Так что засидевшийся Лукашенко просто усложняет свой выход из власти все больше и больше.

В общем-то, и белорусские избиратели не выиграли. То есть понятно, что они настояли на своем, однако ни уровень их жизни, ни уровень безопасности нашего небольшого, но очень суверенного (все еще) государства от этого на самом деле не вырастет.

В том же "ЕЖе" - статья Инны Халип:

Произошло то, чего добивались не только сам Лукашенко, но и Европа: теперь его наконец признают легитимным правителем. Потому что на фоне украинских событий еще один очаг нестабильности Европейскому союзу вовсе не нужен. Так что пусть будет диктатура, но признанная диктатура, с которой можно будет сотрудничать. О том, что Лукашенко будет признан в мире, европейские чиновники говорили еще весной, настоятельно советуя оппозиции принять участие в выборах по олимпийскому принципу с одесским акцентом (главное – участвовать, но, боже ж мой, не побеждать). Уже в понедельник ЕС должен рассмотреть вопрос о снятии санкций с Александра Лукашенко и других чиновников. А задолго до окончания голосования заместитель председателя ЦИК Николай Лозовик с уверенностью сказал, что второго тура не будет и все члены избиркома отправятся в отпуск. Похоже, все обо всем заранее договорились. И можно было не тратить бюджетные деньги на имитацию избирательной кампании и бесплатное пиво с киселем. Впрочем, кисель в пакетиках наверняка добавляет им всем уверенности в завтрашнем дне. Пусть хлебают его теперь большой ложкой.

Александр Капуцкий:

Много видел довольно адекватных людей, которые на дух не переносят Луку, и, скорее всего, большинство народа сегодня идет голосовать против Луки, как в 94-м шли голосовать против Кебича. Другой вопрос, что народ ошибочно думает, будто выборы у нас какие-никакие, с нарушениями, но выборы. И наблюдатели, как впрочем и рядовые члены комиссий вряд ли увидят реальную картину. Многие же люди традиционно считают, что то, что исходит от государства (как, например, то же ТВ), не может быть лживым. Так и с выборами, поэтому и идут. А всякие "Говори ложь" им еще и помогают в этом. Поэтому считаю большой задачей здоровых сил общества довести до остальных здоровых сил, заколдованных ложью, что настоящих выборов у нас при этом режиме не может быть априори. Как это сделать? Пока не представляю. Надо думать всем вместе (перевод с белорусского - РС).

Но в конце концов - всё равно неубиваемый оптимизм.

Франак Вячорка:

Хочется верить, что Белоруссия Коласа и Купалы, Богдановича и Короткевича победит. И в этой Белоруссии не будет места для разных лукашенок (перевод с белорусского - РС).

XS
SM
MD
LG