Ссылки для упрощенного доступа

"Если столько воровать, денег не хватит"


Петербург. Очистка крыш от снега и льда
Петербург. Очистка крыш от снега и льда

В Петербурге холода, горожане замерзают в квартирах из-за коммунальных аварий

В Петербурге морозы. Трубы рвутся. Люди в квартирах замерзают. У некоторых счастливцев, жителей старинных домов в центре города, сохранились в рабочем состоянии печки – и люди снова начали их топить. Разжигая огонь, некоторые даже вспоминают блокадные зимы. Тем, у кого печек нет, а из-за аварии отключили тепло, приходится еще тяжелее.

Отключения тепла начались с предновогоднего вечера – 31 декабря без тепла остались жители 12 домов на улице Дыбенко. Обитатели 11 домов на Пискаревском проспекте еще успели встретить Новый год в тепле, зато 1 января лишились на целые сутки и света, и отопления. 2 января на Тимуровской улице прорвало сети "Водоканала", там машины вмерзали в лед чуть не по самые крыши, освобождать их предлагали с помощью парогенераторов. 3 января, когда морозы усилились, авария теплосети на набережной Фонтанки лишила тепла сразу около 450 домов. На следующий день из-за прорыва трубы на улице Шкапина та же участь постигла еще более 200 домов. Трубу "Водоканала" прорвало и 5 января, на сей раз на Светлановской площади, из-за чего и сама площадь, и прилегающие к ней магистрали превратились в каток.

Мерзнут не только обитатели квартир, но и студенческих общежитий. В первые дни нового года в соцсетях появились сообщения студентов из межвузовского студенческого городка (МСГ), которые жаловались на то, что у них заледенели не только окна, но и электрические розетки, что им приходится спать в куртках и шапках. Студенты делились опытом, как лучше обогреть комнату с помощью обычного фена, включив его и положив на пол поближе к окну. Правда, главный специалист отдела по связям с общественностью администрации студенческого городка Лейла Федоровская утверждает, что пришедшая с проверкой комиссия не нашла комнат с температурой ниже нормы, и вообще она считает, что в холода спать в одежде – это нормально.

Порой мне кажется, что администрация вуза решила нас вытравить как тараканов

Тем не менее, жители МСГ могут почитать себя счастливцами. Их корпуса уже проверяет прокуратура, их навестил спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров, в их комнаты – практически вместе приходом начальства – пришло-таки тепло. А вот студенты 13 городских вузов, живущие в 30 других общежитиях, тепла так и дождались. И судя по сообщениям, которые собирает уполномоченный по правам студентов в Петербурге Василий Михайлов, они завидуют студентам межвузовского студенческого городка: "Смотрим в куртках видео, как все бегают вокруг студентов МСГ. А мы что, не студенты? Почему им помогают решать проблемы с холодом, а нам остается только смотреть да покрываться очередным слоем льда? Ужасно все это. И несправедливо".

Другие сообщения не менее выразительны: "Сделайте пожалуйста хоть что-нибудь, чтоб стало тепло!", "Порой мне кажется, что администрация вуза решила нас вытравить как тараканов", "Мы спим в шапках и шарфах! Кому сказать за это спасибо? Администрация вуза не выходит на связь, комендант говорит, что что-то сломалось в котельной. Но у нас каждый год перед праздниками ломается котельная, сколько можно-то?!". Еще одна история: "В комнатах, которые пустовали во время праздничных дней, была отрицательная температура, так как вода в бутылках и чайниках полностью замерзла, при том что еще в декабре ребята спали ночью с открытыми окнами, так было в комнатах тепло. Отопления на протяжении 12 дней практически не было, трубы на ощупь были чуть теплые, чего было не достаточно для поддержания тепла в помещениях. Стены промерзли. Зайдя в комнаты, можно было отчетливо видеть пар при дыхании. Студенты спасались электрическими обогревателями, которыми запрещено пользоваться правилами общежития. Таким макаром можно уснуть и не проснуться".

Вход в одно из замерзающих студенческих общежитий Петербурга
Вход в одно из замерзающих студенческих общежитий Петербурга

Между тем, есть в этой ситуации одна странность – когда начинаются проверки, студенты дружно говорят, что у них все хорошо, и жалобщиков не найти. Отчего так происходит, говорит уполномоченный по правам студентов в Петербурге Василий Михайлов.

– Если сейчас начать звонить студентам, которые замерзают у себя в общежитиях, они все в один голос будут говорить, что у них все хорошо, потому что они запуганы. Они прекрасно знают, что если будут качать права, то самых активных могут отчислить, выгнать из общежития, завалить на сессии. Рычагов давления очень много – на них сначала давит комендант общежития, потом, если человек не понимает, вступают преподаватели, потом декан и так далее. И случаи отчисления за общественную активность нередки, при этом они обставляются настолько юридически грамотно, что не подкопаешься. Межвузовскому студенческому городку повезло – так получилось, что там жили люди, выпускники, которые, окончив вузы, заняли высокое положение в обществе, они-то и помогли вернуть туда тепло. А в остальных общежитиях творится то же самое, но об этом никто не знает. Вот мы теперь и хотим поднять шум, разослали всем СМИ наши пресс-релизы, чтобы пресса рассказала об этом, тогда, может быть, что-нибудь и сдвинется.

Студенты знают, что если будут качать права, то самых активных могут отчислить, выгнать из общежития, завалить на сессии

На самом деле для постороннего человека войти в любое из 30 замерзающих общежитий практически невозможно – даже в обычное время там строгая пропускная система, к студентам пускают только родителей, даже для брата или сестры студента пройти через вахту – проблема. А в январе в большинстве городских общежитий действует дополнительный запрет на посещение – в связи с террористической угрозой. Тем не менее, нам удалось поговорить с Машей из Петербургского торгово-экономического университета.

– У нас в общежитии очень холодно. Спим в теплых штанах в шерстяных носках, в шарфах, кофтах. Я приехала из северного города, в принципе, там должно быть холоднее, так что очень удивилась, что, когда за окном было минус 20, у нас в комнате было всего градусов 12, не больше.

– Это правда, что дело не в отоплении, а в окнах?

– Да, батареи горячие, а вот окна пластиковые, но в них всюду маленькие щели, и под подоконниками щели, и отовсюду ужасно дует. Мы закладываем окна одеялами, пледами, пододеяльниками, ничего не помогает.

Машина подруга Лена подтверждает, что в комнатах холодно, но девушки никому не жаловались:

– Не хочется конфликта с администрацией общежития.

Замерзают не только студенты, но и пациенты Боткинской инфекционной больницы, там температура в палатах опустилась до 9 градусов, дошло до того, что родственников больных просят привозить одеяла и обогреватели. На сайте городской прокуратуры можно прочесть о том, что в больнице начата проверка. 11 января в больницу, в некоторых корпусах которой давно не было полноценного ремонта, привезли тепловые пушки, так что сейчас средняя температура в палатах поднялась до 16–20 градусов тепла. О том, почему больница не выдержала холодов, говорит главный врач Алексей Яковлев:

Алексей Яковлев
Алексей Яковлев

– Больница Боткина – это медицинский городок, там есть новые корпуса, которые недавно ремонтировались, и там нормальные условия. Там находятся пациенты, которые лечатся месяцами, – это больные ВИЧ и туберкулезом. И есть у нас одно здание 60-х годов, которое не ремонтировалось и полностью изношено. Но так как мы – единственный инфекционный стационар города, мы вынуждены его эксплуатировать, хотя оно практически полностью разрушено. Именно там мы были вынуждены оставить примерно полтора отделения, и именно там в коридоре температура была 9–10 градусов. Для больницы уже построено 10 новых корпусов, эти здания передаются строителями городу, уже куплено все оснащение, оборудование, мебель. Мы ждем передачи этих корпусов с марта, и перед переездом заниматься ремонтом старых корпусов просто бессмысленно, мы не можем этого делать. Так что наши пациенты оказались заложниками именно этого изношенного здания и этой ситуации. Мы что можем сделать для больных? Дать второе одеяло, предупредить – захватите обогреватель, если он есть. В ночь на 11 января мы обошли свои корпуса, потом у нас были представители МЧС, прокуратуры, и вот, техническое подразделение комитета по здравоохранению подвезло нам тепловые пушки. Стало теплее.

Наши пациенты оказались заложниками этого изношенного здания и этой ситуации

Теплосети в Петербурге продолжают рваться – только 11 января из-за прорыва на 18-й Линии Васильевского острова без тепла остались 54 дома, прорыв теплосети случился на проспекте Ударников, замерзают дети в детском саду №18 Невского района, в Московском районе из-за аварии без света остались 10 домов.

Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский 11 января отправил запрос на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Текст запроса он разместил на своей странице в "Фейсбуке", там он перечисляет адреса домов, оставшихся без света и тепла, и просит "дать оперативное поручение о принятии необходимых мер для нормализации ситуации с отоплением по указанным адресам. При этом хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что в подавляющем большинстве описанных случаев горожане обращались во все возможные дежурные и аварийные службы, но это не приводило к результату. Более того, складывается впечатление, что существующие в каждом ЖКС диспетчерские и аварийно-ремонтные службы работающие круглосуточно и обязанные немедленно устранять аварии, фактически бездействуют и занимаются исключительно объяснением жильцам, что ничего сделать нельзя, и надо утеплять окна и пользоваться обогревателями. Жители необычайно благодарны им за эти полезные советы... Нельзя назвать нормальной ситуацию, когда отопление в квартире налаживается только после того, как жители "достучатся" до депутата Законодательного собрания, а депутат дозвонится до профильного вице-губернатора. Поэтому полагаю необходимой служебную проверку работы дежурных и аварийных служб города с целью выяснения причин их низкой эффективности, наказания виновных и устранения недостатков. Тем более, что морозы могут повториться".

Старый корпус больницы Боткина
Старый корпус больницы Боткина

Бориса Вишневского интересует вопрос, куда делась прибыль, которую последние 10 лет получали теплоснабжающие организации, какая часть этой прибыли направлялась на обновление сетей. Ответ на этот вопрос есть у экономиста Владимира Грязневича.

– Если столько воровать, то денег никогда не хватит. И разбазаривать средства на всякую ерунду, на всякие хотелки, подкармливать своих друзей и родственников. Ну, а сейчас и вообще не до того – надо воевать и поддерживать норму воровства на прежнем уровне, потому что надо не страну развивать, а друзьям помогать. Интересно, что рвутся и трубы "Водоканала", хотя у него репутация была всегда гораздо лучше, чем у госструктур.

–​ Зато в прошлом году был скандал по поводу того, что ГУПы отправляют деньги на Афон.

Сейчас и вообще не до того – надо воевать и поддерживать норму воровства на прежнем уровне

– Да, но ГУПы не распоряжаются своими средствами, команды идут из Смольного. И вообще, сейчас уже просочились слухи, что реальный бюджет Минобороны гораздо больше объявленного, то есть возрождается советская практика – раздувать оборонный бюджет за счет косвенных расходов других структур. Вполне возможно, что сейчас деньги коммунальных структур уходят частично и туда. И в любом случае, все это – свидетельство неэффективного управления. Если бы в минус 50 градусов трубы лопались, это еще можно было бы понять, это форс-мажор, а 25 для нашего климата – это нормально. Так что дело не только в воровстве, а в неэффективном управлении – когда люди слишком много воруют, они начинают работать спустя рукава, просто глаз замыливается, – считает экономист Владимир Грязневич.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG