Ссылки для упрощенного доступа

Штурм "Девочки с персиками"


В последние дни работы выставки Серова посетители буквально идут на штурм Третьяковки на Крымском валу

В последние дни работы выставки Валентина Серова перед Третьяковской галерей на Крымском валу образовалась огромная очередь – примерно на три-четыре часа ожидания. В четверг посетители пошли на штурм галереи и выломали одну из дверей. Тогда никто не пострадал, да и полиция не стала принимать никаких мер. Сейчас дверь починили, а очередь в Третьяковку стала еще больше.

​Примерно в 16:00 очередь перед Третьяковской галерей на Крымском валу растянулась метров на 500–700. Люди, стоявшие ближе ко входу в галерею, рассказывали, что ждать пришлось около трех часов. И это при десятиградусном морозе. В хвосте очереди стояло несколько мужчин, предлагавших пройти быстрее.

– И сколько это стоит?

– За тысячу быстро пройдете.

– Через служебный вход?

– Нет, мы продаем билеты, купленные онлайн. Их уже не продают в интернете, так что только у нас.

Именно онлайн-билеты, по некоторым данным, и стали причиной для потасовки. Очередь для тех, кто подсуетился заранее, находится неподалеку от основной, но она в четверг то ли двигалась значительно медленнее, то ли совсем не шла. И вот, ближе к закрытию галереи люди поняли, что могут уйти ни с чем, прождав до этого час на морозе. Тогда, как говорит директор Третьяковки Зельфира Трегулова, "из-за повышенной нервозности" посетители и решились на штурм.

– Наличие двух очередей уже давно было источником каких-то недоразумений и конфликтов. В результате толпа, пытаясь проникнуть в здание, сломала раздвижную входную дверь. Мы перекрыли на время вход, зафиксировали эту дверь. Приехали немедленно все мои заместители. Мы в этот момент открывали другую выставку в Инженерном корпусе. Потом все-таки посетителей продолжили пускать. Починили дверь. По крайней мере, смогли ее закрыть и намертво зафиксировать и открыли две другие двери. Самое главное, что нам удалось восстановить сигнализацию.

– Ну а почему нельзя продлить выставку?

– Главная причина в том, что у нас экспонируются из 250 произведений 150 работ – это работы на бумаге и графика. Их нельзя экспонировать более чем определенный временной срок. Вы обратили внимание, что на двух нижних уровнях очень заниженный уровень света. Потому что на эту графику можно выставлять только приглушенный свет. Перед этим большая часть этих работ, за исключением портретов, экспонировалась на выставке Серова, которая проходила в Русском музее. Мы не имеем права продлевать экспонирование этой выставки и продолжать выставлять эти работы, подвергать их воздействию света. К тому же у нас заключены договоры – мы обязаны к 29-му числу вывезти ряд картин за пределы РФ.

– Это же на самом деле какое-то беспрецедентное событие. Вроде бы русский классик, который и так всем знаком как минимум со школы. И тут это вызывает невообразимый ажиотаж.

– Я сама задаюсь этим вопросом с первых дней экспонирования этой выставки. Когда мы стали работать уже над формированием экспозиции этой выставки, над дизайн-проектом и над тем, как мы ее преподнесем зрителям и прессе, я постаралась раскрутить коллег по максимуму. Мы переделали дизайн-проект, чтобы сделать его светлым, прозрачным, открытым. Мы переделали тематико-экспозиционный план, чтобы он был более острым, современным. Чтобы люди, зайдя в этот зал, немедленно испытали восторг. И то, как люди реагируют, заходя в этот зал, а я неоднократно стояла у дверей и видела, что заходили промерзшие люди: "А! Неужели я это вижу!" Мы сделали ее на максимуме того, что можно было сделать. Понятно – 35 собраний, 25 музеев по России, музеи из Парижа, Копенгагена, Еревана, Минска, 9 частных собраний. И это была очень непростая задача, потому что серьезные коллекционеры не любят обычно давать работы на большие сборные выставки. Но вопрос не только в том, что собрать, как показать. Отсюда использование новых форматов, отсюда тизер для "Девочки с персиками". Мы никогда не делали подобных вещей. И первый тизер, который мы сделали почти на коленке, собрал 500 тысяч просмотров. Этого не было никогда ни в одном музее России, ни в одном музее мира.

Вот прямо сейчас МЧС начнет разворачивать мобильные пункты обогрева. Понятно, что там нельзя будет присесть. Они, конечно, будут лимитированы, но МЧС сейчас пытается сделать что-то, чтобы люди не испытывали таких невероятных неудобств. К тому же мы готовы работать до последнего посетителя.

– Круглосуточно?

– Я не думаю, что это круглосуточно. Большинство из наших людей все-таки к 12 часам как-то уже направляются по домам. Но я могу себе представить, что кто-то в 3-4 часа ночи после клубной вечеринки решит сегодня сюда прийти или завтра утром. Боюсь, что они натолкнутся на закрытую дверь. Мы будем работать до последнего посетителя, который пришел вечером и стоял в очереди. Понятно, что мы не сможем держать музей открытым просто потому, что нам нужно после того, как в залах будет находиться 6-7 тыс. человек... Вы чувствуете, как здесь душно? Мы поддерживаем определенный климат. Мы не можем его нарушать. Мы должны сделать что-то, чтобы понизить и температуру, и влажность, которые сейчас здесь явно превышают нормы. Это просто недопустимо для тех произведений живописи, которые нам доверили те самые 34 музея, которые помимо Третьяковской галереи приняли участие в выставке, – рассказала Зельфира Трегулова.

Выставка Серова закроется в воскресенье, 24 января. Помимо общеизвестных картин там выставлены графические работы художника и декорации к "Русским сезонам" в Париже.

XS
SM
MD
LG