Ссылки для упрощенного доступа

"Мутко каким был, таким остался"


Виталий Мутко
Виталий Мутко

Вслед за Марией Шараповой еще несколько российских спортсменов уличены в применении запрещенного препарата мельдоний

Серия громких допинговых скандалов в российском спорте продолжилась 8 марта. В применении запрещенных препаратов были уличены чемпион и рекордсмен мира по конькобежному спорту Павел Кулижников, шорт-трекист, чемпион Олимпиады в Сочи Семен Елистратов и игрок сборной России по волейболу Александр Маркин. Сообщения об этом появились сразу после того, как министр спорта России Виталий Мутко не исключил, что целый ряд российских спортсменов будут дисквалифицированы за употребление препарата мельдоний, включенного в список запрещенных с 1 января этого года. 7 марта стало известно о наличии следов этого препарата в пробах, взятых у теннисистки Марии Шараповой и фигуристки Екатерины Бобровой.

Шарапова созвала специальную пресс-конференцию, на которой подтвердила, что применяла мельдоний. Ее временная дисквалификация начинается 12 марта. Сразу несколько рекламных контрактов, заключенных с Шараповой крупными компаниями, разорваны или их действие приостановлено. При этом создатель мельдония Ивар Калвиньш заявил, что около 2 миллионов человек ежегодно употребляют его в качестве лекарственного препарата и что мельдоний не является допингом.

В воскресенье немецкий телеканал ARD показал третью часть документального фильма о применении допинга в российском спорте. Информация, содержавшаяся в первых двух частях фильма, стала поводом для специального расследования, результатом которого стало отстранение российских легкоатлетов от участия в международных соревнованиях. Автор фильма журналист Хайо Зеппельт ответил на вопросы Радио Свобода.

Министр спорта России Виталий Мутко заявил сегодня, что еще несколько российских спортсменов, скорее всего, будут уличены в применении запрещенного препарата мельдония, в употреблении которого призналась Мария Шарапова. Было ли для вас неожиданным это заявление?

Существуют четкие правила поведения для спортсменов, и если ты их нарушаешь, то ты за это отвечаешь и должен быть наказан

– Для меня это не было неожиданным. О мельдонии довольно подробно говорилось в документальном фильме, показанном телеканалом ARD в прошлое воскресенье. Поскольку этот препарат был предметом исследования антидопингового агентства в Москве, проведенного в 2015 году. Сейчас этот препарат запрещен, но тогда он был еще разрешен. И исследования показали, что в крови более чем семисот из примерно четырех тысяч спортсменов, которых агентство проверяло, были обнаружены следы мельдония. Это значит, что он был обнаружен у 17 процентов, то есть приблизительно каждый пятый-шестой спортсмен его применял. С 1 января мельдоний находится в списке запрещенных препаратов. Но я могу себе представить ситуацию, при которой некоторые спортсмены не знали об этом и продолжали его применять.

Мария Шарапова
Мария Шарапова

​–​ А почему мельдоний был запрещен только сейчас? Похоже, что это хорошо известный препарат, Шарапова утверждает, что применяла его 10 лет. Человек, который его изобрел, говорит, что это не допинг…

– Это допинг, поскольку мельдоний влияет на кровяные тельца, ускоряет процесс восстановления. Международное антидопиновое агентство тщательно исследовало его в 2015 году и в конце концов решило включить его в список запрещенных препаратов. Если какой-то препарат искусственно повышает работоспособность спортсмена, то он должен быть запрещен, что и было сделано, как я считаю, сделано правильно. Правда, очень поздно.

–​ Кто-то из легкоатлетов действительно мог не знать, что мельдоний с января был запрещен. Но Мария Шарапова – спортсмен мирового уровня, она неплохо зарабатывает. Вы верите ее заявлению о том, что она продолжала в этом году принимать мельдоний, поскольку просто не прочла электронное сообщение о том, что этот препарат включен в список запрещенных средств?

– Я, конечно, не могу об этом говорить с уверенностью. Но при таком профессиональном антураже, который есть у Шараповой, у нее не могут не быть помощники, которые должны ей говорить, что можно применять, а что нет. Так или иначе, если ты что-то принимаешь, то нужно проверить, не запрещен ли этот препарат. Шарапова упоминала, что мельдоний нужен был ей из-за подозрений на то, что у нее диабет. Но если так, то можно заявить об этом официально, попросить разрешения на применение препарата в терапевтических целях и спокойно его применять. Но этого сделано не было. Конечно, можно представить себе, что Шарапова была несколько наивна и совершила поэтому ошибку. Но наивность – не оправдание. Существуют четкие правила поведения для спортсменов, и если ты их нарушаешь, то ты за это отвечаешь и должен быть наказан.

–​ Вы считаете, что Шарапова заслуживает сурового наказания?

Те проблемы, которые существуют в российском спорте, невозможно решить за несколько месяцев

– Безусловно. Это совершенно очевидный случай применения допинга. Понятно, что мельдоний применялся для искусственного увеличения возможностей организма. То есть для того, чтобы нечестным путем получить преимущество во время соревнований. И именно из-за того, что мельдоний обладает подобными свойствами, он был запрещен. Если вы с этим не согласны, то можно пойти в суд и попытаться доказать обратное. Но это довольно долгий процесс. В любом случае, Шарапова применяла запрещенный препарат. Поэтому она должна быть дисквалифицирована.

–​ Но ведь, с другой стороны, Шарапова не пыталась опровергнуть выдвинутые против нее обвинения, открыто признав, что использовала мельдоний. Мутко тоже открыто признает, что кто-то еще из россиян будет уличен в допинге. Можно ли говорить о прогрессе хотя бы в поведении российских спортсменов и спортивных чиновников?

Хайо Зеппельт
Хайо Зеппельт

– Нет, я так не думаю. После того как мы показали третью часть нашего фильма о допинге в российском спорте, на нас опять посыпались обвинения в том, что мы по политическим мотивам стараемся помешать отмене запрета на участие российских легкоатлетов в международных соревнованиях. Что касается заявления Мутко, то вполне логично, что он его сделал. Для него лучше заранее заявить о возможности новых допинговых скандалов, чем ждать, когда уже в ближайшие дни или недели станет известно о новых случаях применения мельдония. Это вполне логичный ход с его стороны. Тот же Мутко после показа нашего фильма о том, что со спортсменами в России продолжают работать тренеры и врачи, которым это запрещено сейчас, стал обвинять нас в том, что мы и немецкое телевидение действуем по политическим соображениям. Честно говоря, эти обвинения просто смехотворны. Так что я не вижу никаких изменений в позиции Мутко. Он каким был, таким и остался.

–​ Как вы полагаете, все, что сейчас происходит, делает еще менее вероятным участие российских легкоатлетов в Олимпиаде в Рио?

– Российские спортсмены не должны ехать в Рио. Системные проблемы в российском спорте слишком очевидны. И речь идет не только о легкой атлетике, но и других видах спорта. И то, что с чем мы уже столкнулись, – это лишь верхушка айсберга. Я хочу напомнить, что болгарские штангисты отстранены от участия в Олимпиаде, поскольку Международный союз тяжелой атлетики посчитал слишком серьезными проблемы с применением допинга в Болгарии. Но если так поступили с болгарскими штангистами, то было бы в высшей степени нечестно по отношению к ним разрешать участие в Олимпийских играх российским легкоатлетам, учитывая размах допинговой проблемы в России. И Международный олимпийский комитет обязан это учитывать. Международная федерация легкой атлетики не должна отменять дисквалификацию России, поскольку те проблемы, которые существуют в российском спорте, невозможно решить за несколько месяцев, нельзя за это время полностью ликвидировать систему подготовки спортсменов с помощью допинга. На это нужно гораздо больше времени, – полагает журналист Хайо Зеппельт.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG