Ссылки для упрощенного доступа

Мишень на лбу


Оливер Иванович дает интервью журналистам в Митровице в мае 2017 года
Оливер Иванович дает интервью журналистам в Митровице в мае 2017 года

После убийства на севере Косова сербского политика Оливера Ивановича в регионе заговорили о возврате в мрачные 1990-е годы. Власти Сербии называют случившееся "терактом", а косовские лидеры считают его "результатом внешнего вмешательства". Диалог о нормализации отношений между Белградом и Приштиной прерван.

Север Косова, над которым не имеют полного контроля ни косовские власти, провозгласившие независимость от Сербии в 2008 году, ни сам Белград, часто называют "серой зоной". Эта территория ассоциируется с политическими манипуляциями, контрабандой и криминалом.

Город Митровица, разделенный между сербской и албанской общинами, часто попадает в криминальные сводки, однако убийство, которое произошло во вторник в северной (сербской) части города, выходит далеко за рамки криминального происшествия. Свидетельством тому – бурная реакция политиков в регионе, международных организаций и государств, участвующих в послевоенном урегулировании на Балканах. Российский МИД заявил об "угрозе разрастания атмосферы террора и рецидивов межэтнического конфликта", а Евросоюз и США призывают все стороны к сдержанности и продолжению нормализации отношений.

В Оливера Ивановича, который в последние годы претендовал на пост мэра Северной Митровицы и не пользовался поддержкой властей в Белграде, выпустили шесть пуль на входе в офис созданной им гражданской инициативы "Сербия, демократия, справедливость" (SDP). В политика стреляли из автомобиля, который потом сожгли неподалеку от места преступления. Косовская полиция обещает вознаграждение в 10 тысяч евро за информацию, которая поможет раскрыть преступление.

Церемония прощания с Оливером Ивановичем. Митровица, 17 января 2018 года
Церемония прощания с Оливером Ивановичем. Митровица, 17 января 2018 года

В Белграде и других городах прошли акции в память о человеке, которого многие воспринимали как неудобного для нынешних сербских властей деятеля. Его сторонники говорят об устроенной ему травле, а политики либерального толка возлагают на президента Сербии Александра Вучича ответственность за создание конфликтной атмосферы, в которой "на лбах оппонентов возникают мишени".

Иванович в 2008-2012 годах занимал пост заместителя министра по делам Косова и Метохии в правительстве Сербии. После поражения демократов и прихода к власти Сербской прогрессивной партии он отдалился от официальных структур. Его деятельность на севере Косова, где его считали одним из лидеров сербской общины, не пользовалась поддержкой в Белграде. Не было взаимопонимания и с "патриотической" частью сербской оппозиции, которая выступает против участия косовских сербов в выборах по законам Косова.

В прошлом году, накануне местных выборов, Ивановичу сожгли автомобиль, а его гражданскую инициативу покинули несколько членов. Сам политик не раз говорил, что подвергался давлению. Иванович упрекал сербские власти в использовании административного ресурса и пропаганды для продвижения подконтрольного им "Сербского списка" и открыто обвинял его участников в связях с криминалом.

Государство должно полагаться на честных и умных людей

"Я не хотел бы, чтобы меня защищал кто-то из преступной среды. Государство должно полагаться на честных и умных людей, на тех, у кого есть идея", – полагал политик. При этом он часто говорил, что на севере процветает преступность и что вопросы безопасности беспокоят местных жителей больше всего. "Люди боятся местных преступников, которые разъезжают на джипах без номеров. Наркотики продают на каждом углу. Полиция на все это не реагирует. В последние несколько лет в Митровице было более пятидесяти случаев поджога автомобилей и использования взрывчатки, два убийства остались нераскрытыми. Все это происходит на территории в два с половиной квадратных километра, которая находится под обзором видеокамер. Очевидно, что полиция опасается потревожить преступников, или же преступники связаны со структурами безопасности", – рассказывал Иванович в одном из недавних интервью.

Между тем и сам политик находился под следствием по обвинению в военных преступлениях. Два года назад суд приговорил его к девяти годам за причастность к убийству в 1999 году группы албанцев в южной части Митровицы. Однако позднее Ивановича отпустили: апелляционный суд в Приштине отменил приговор и назначил повторное разбирательство.

Корреспондент Балканской редакции Радио Свобода в Митровице Майя Фичович отмечает, что убийство Оливера Ивановича шокировало жителей на севере Косова, но многие боятся говорить открыто:

– Несколько месяцев назад неизвестные сожгли машину Оливера Ивановича, но он говорил, что никого не боится и не откажется от своей деятельности. После убийства в Митровице сохраняется напряженная атмосфера. Многие люди считают, что сейчас ситуация даже хуже, чем 18 лет назад после войны. Страх буквально ощущается в воздухе. Многие боятся высказывать свои мнения, но в любом случае никто здесь не говорит, что это могло быть этнически мотивированное убийство. Полиция продолжает расследование, и хотя многие сомневаются в том, что преступление будет раскрыто, прошло слишком мало времени, чтобы судить об эффективности следствия и о том, кто может стоять за этим преступлением, – говорит Майя Фичович.

Затянувшаяся нормализация: президенты Косова и Сербии Хашим Тачи (слева) и Александр Вучич в компании главы внешнеполитического ведомства ЕС Федерики Могерини
Затянувшаяся нормализация: президенты Косова и Сербии Хашим Тачи (слева) и Александр Вучич в компании главы внешнеполитического ведомства ЕС Федерики Могерини

Тем не менее, не дожидаясь официальных выводов следствия, власти Сербии и Косова сразу расставили свои акценты, переложив друг на друга ответственность за проблемы в области безопасности и рост напряженности. Президент Александр Вучич назвал убийство Оливера Ивановича терактом и призвал допустить сербские власти к расследованию. Тут же было объявлено о возвращении сербской делегации из Брюсселя, где в последние годы при посредничестве Евросоюза проводятся переговоры о нормализации отношений Белграда и Приштины. Сам Вучич собирается в выходные на север Косова, чтобы "поговорить с народом и посмотреть, что можно сделать, хотя у Сербии нет эффективного контроля". В то же время Вучич надеется, что в населенные сербами районы "не ступит чужой сапог". Во всяком случае, он предостерег своих оппонентов в Приштине от каких-либо односторонних действий на севере Косова.

В Приштине убийство Ивановича осудили все известные политики, включая президента Косова Хашима Тачи, который призвал как можно скорее раскрыть это преступление. Премьер Рамуш Харадинай назвал убийство "результатом внешнего вмешательства". Свою мысль он не пояснил, но пообещал, что в случае необходимости Косово обратится за международной поддержкой, прежде всего к американскому ФБР.

Многие наблюдатели полагают, что несмотря на взаимные упреки последних дней, напряженность в сербско-албанских отношениях продлится недолго и процесс нормализации не будет остановлен. Ведь это одно из ключевых требований Евросоюза, в который стремятся и власти Сербии, и ее отколовшаяся провинция. Тем более что сам Вучич в последние месяцы демонстрировал желание "навсегда" закрыть косовскую тему, чтобы ускорить свой путь в ЕС.

Ситуацию для Радио Свобода комментирует белградский военно-политический аналитик Александр Радич:

Ивановича фактически изображали "врагом сербского народа"

– Что касается переговоров о нормализации с Приштиной, то нет оснований считать, что дело дойдет до глубокого кризиса. Это неизбежный процесс, который продолжается уже много лет. И мы слышим, что Европейский союз призывает продолжать диалог. Отъезд из Брюсселя сербской делегации во главе с Марко Джуричем – это политический шаг, при помощи которого общественности пытаются продемонстрировать скорбь по поводу убийства известного политика. При этом в адрес Оливера Ивановича, в том числе из уст самого Джурича, в последние месяцы прозвучало немало жестких заявлений, в которых его фактически изображали "врагом сербского народа".

Последние события поставили под вопрос авторитет сербских властей, и сейчас для официального Белграда очень важно подключиться к расследованию. С этим в первую очередь и связаны призывы Вучича к международному сообществу. Самостоятельно вести расследование на территории Косова Сербия не может. Я напомню, что соглашения, которые подписал Белград, предполагают демонтаж на севере Косова "параллельных структур", то есть сербских официальных учреждений.

На севере Косова действуют мощные преступные группы, и сам Иванович постоянно указывал на это. Совсем недавно он говорил, что местным сербам наибольшее беспокойство доставляют не албанцы, а именно сербский криминал. И мы видим по реакции общественного мнения, что убийцу, возможно, следует искать в тех структурах, которым Иванович открыто противостоял, – говорит Александр Радич.

Место преступления: полицейское заграждение у офиса убитого политика
Место преступления: полицейское заграждение у офиса убитого политика

Тем временем на сербской политической сцене вновь заговорили о "мрачных 90-х" и "возобновлении практики заказных убийств". Глава Движения свободных граждан Саша Янкович назвал Ивановича "жертвой атмосферы конфликта", а лидер Демократической партии Драган Шутановац сказал, что это "первое политическое убийство за последние 15 лет". Бывший косовский депутат Рада Трайкович считает, что расправа над Оливером Ивановичем напоминает убийства бывшего сербского руководителя Ивана Стамболича в 2000 году и премьера Зорана Джинджича в 2003-м.

Критики президента Вучича в либеральном лагере обвиняют его в создании атмосферы ненависти и страха и говорят, что в обществе сегодня нет возможности для нормальной дискуссии. Любой, кто критикует власть, рискует получить пулю, считают они.

Основной вопрос, который интересует сербских политиков, – это борьба за власть

– Последнее трагическое событие вновь подтвердило, что основной вопрос, который интересует сербских политиков, – это борьба за власть. Что же касается "почерка 90-х", то он виден прежде всего в той атмосфере нетерпимости, которую создают некоторые политические игроки, начинавшие свои карьеры еще в то время. Среди них и сам президент Вучич, и министр иностранных дел Ивица Дачич, который, к слову, непосредственно перед убийством продвигал идею раздела Косова.

Очевидно, что в последние дни сербские власти оказались в крайне неприятной ситуации. Однако президент Вучич использовал трагедию прежде всего как повод для наступления на оппонентов. Таким образом, мы наблюдаем кампанию против оппозиции и ее контратаки – с оглядкой на будущие выборы. В то же время очень мало говорится о контексте, в котором произошло убийство, и об уроках, которые следовало бы извлечь, – говорит в беседе с Радио Свобода белградский политический аналитик Душан Янич.

XS
SM
MD
LG