Ссылки для упрощенного доступа

Победа дракона. Владимир Голышев – о риторике праздника


Нервная реакция представителей некоторых постсоветских государств на спортивную одежду Adidas, стилизованную под форму сборной СССР образца 1991 года, напомнила старый анекдот из "Соло на ундервуде" Сергея Довлатова.

– Толя, – зову я Наймана, – пойдемте в гости к Леве Друскину.

– Не пойду, – говорит, – какой-то он советский.

– То есть, как это советский? Вы ошибаетесь!

– Ну, антисоветский. Какая разница?

Действительно, какая разница между вечно обиженным российским МИДом и бывшим завотделом ЦК комсомола Литовской ССР Линасом Линкявичюсом, гневный твит которого стал причиной скандала? Англичане провинились перед российской дипломатией в ходе англо-бурской войны, литовский коллега уличил немцев в "имперских амбициях". Одна школа! А уж когда к травле подключились украинские товарищи и завалили соцсети "фотожабами" со свастикой и концлагерями, у Adidas ни осталось ни одного шанса…

Скандал этот разгорелся накануне торжеств 8–9 мая. И оперативная реакция Adidas на него, безусловно, была продиктована нежеланием эти праздники омрачать. Сама спортивная одежда с советской символикой, ставшая камнем преткновения, – дело абсолютно рутинное. Adidas шьет такие костюмы с 1972 года, когда Москву объявили столицей Олимпиады-80. С тех пор советские спортсмены одевались в форму с тремя полосками, в ней щеголяли Арвидас Сабонис и Сергей Бубка. И комплекты из новой коллекции – не более чем вариации на тему продукции Adidas горбачевских времен. Ограниченный тираж таких ретро-моделей выпускают каждый год. В прошлом году их тоже шили, и в следующем году, возможно, тоже будут шить.

Одолев "кремлевского дракона" на международной арене, Порошенко сам превращается в дракона

Одним словом, советская символика на продукции Adidas – не событие, а повод для информационной атаки. Причем в Киеве выступают примерно в той же роли, в которой раньше выступали "ольгинские боты". И, похоже, сами не замечают этого. И Петр Порошенко, объявивший украинцев главным "народом-победителем", тоже не заметил, чью лексику он воспроизводит. "Маршалы и генералы – украинцы по происхождению возглавляли почти половину из 15 фронтов. Среди советского генералитета периода Второй мировой войны было около 300 украинцев", – подсчитал президент Украины.

А вот что говорил Владимир Путин в 2010 году: "Теперь по поводу наших отношений с Украиной. Я позволю с вами не согласиться, когда вы сейчас сказали, что если бы мы были разделены, мы не победили бы в войне. Мы все равно победили бы, потому что мы – страна победителей". "По моему глубокому убеждению, нацизм одолел, прежде всего, украинский солдат", – не соглашается президент Украины. В этом заочном споре победил Путин, потому что навязал оппоненту свой стиль, свою логику, свою спесь. Одолев "кремлевского дракона" на международной арене, Порошенко сам превращается в дракона, увлекая за собой наиболее незрелую и агрессивную часть сограждан.

Президент Республики Беларусь назвал путинское ноу-хау, которое взял на вооружение его украинский коллега, "приватизацией Победы". "Весь советский народ внес достойный вклад в победу над нацизмом, и делить эту победу сегодня не к месту. Это так же больно для еще живущих ветеранов, как предавать победу забвению", – заявил Александр Лукашенко.

Что же касается Советского Союза, то, по моему мнению, в последние годы своего существования это было демократичное и свободное государство. Гораздо свободнее и демократичнее многих из тех, что возникли на его обломках.

Владимир Голышев – публицист и драматург

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG