Ссылки для упрощенного доступа

Cмерть вместо счастья. Как поменялись буквы в Перми


Ночью 11 октября в знаменитом арт-объекте на берегу Камы слово "счастье" было заменено на "смерть". В качестве материала были использованы буквы из слова "счастье". "Смерть" была сделана нарочито кустарно, новая работа приобрела издевательский зловещий вид.

Художник Алексей Илькаев (Sad Face)
Художник Алексей Илькаев (Sad Face)

Прибывшие на место происшествия сотрудники городского центра охраны памятников, борясь с ветром, неуклюже закрыли переиначенный объект баннером с надписью "Россия – моя история". Исторический парк – франшиза Тихона Шевкунова – разместился напротив "Счастья", в бывшем Речном вокзале. "Смерть" демонтировали. На пустынной набережной остались слова "не за горами".

За месяц до этого в небольшом сквере имени Любимова в центре Перми неизвестные переиначили буквенный объект "Место где вместе" в "Место где смерть". Говорили, что это сделал пермский художник Sad Face. Незадолго до этого он выпустил футболки с надписью "Смерть не за горами" и сувенирные таблички с такой же надписью, пародирующие "Счастье не за горами". Однако художник отнекивался, говоря, что это дело рук его последователей.

Дело замяли. Объект из фанеры "Место не за горами" сделали городские энтузиасты. "Счастье" – муниципальное, за его содержание отвечает городской центр охраны памятников. Поначалу мэрия Перми не хотела обращаться в полицию. Однако 11 октября центр подал заявление о порче арт-объекта и указал сумму ущерба – 45 тысяч рублей.

16 октября на сайте краевого МВД появилось сообщение о возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 214 УК РФ "Вандализм". "В результате противоправных действий городской администрации причинен ущерб порядка 45 тысяч рублей. В настоящее время личность предполагаемого виновника установлена. Ведется дознание".

Ближе к полуночи Алексей Илькаев, известный как художник Sad Face, взял на себя ответственность за творческое переосмысление культового арт-объекта.

Арт-объект часто подвергался нападениям вандалов. Почти все оригинальные буквы утрачены

Автор "Счастья не за горами" – московский концептуальный художник Борис Матросов. Буквенный объект был сделан для фестиваля "Арт-поле" в 2005 году, потом побывал на фестивале "Пикник Афиши" в Коломенском. А в 2009 году во время пермской культурной революции тогдашний директор Музея современного искусства PERMM Марат Гельман попросил привезти его в Пермь. Объект на время установили на набережной Камы около Речного вокзала. Однако он настолько прижился, что остался здесь жить.

Долгое время арт-объект был бесхозным. Художник и директор PERMM заключили устные договоренности, никаких документов не было. Несколько лет Борис Матросов добивался признания его авторства на работу. И только в 2018 году около арт-объекта появилась табличка с указанием его имени.

За это время "Счастье не за горами" стало одним из главных неформальных символов Перми, изображение вошло в обиход популярной культуры (мелькало в сериале "Реальные пацаны" и фильме "Географ глобус пропил") и неоднократно тиражировалось, в том числе и в коммерческих целях. Поэты Андрей Родионов и Екатерина Троепольская написали пьесу о пермской культурной революции с одноименным названием. Арт-объект часто подвергался нападениям (настоящих!) вандалов. Обычные пермяки собственными усилиями его восстанавливали. Кстати, почти все оригинальные буквы утрачены и заменены.

Хорошая интервенция, наиболее яркий жест в Перми

Автор "Счастья" отрицательно отнесся к "творческому переосмыслению" своей работы. "Я думаю, что это все-таки вандализм. Искусство – это когда люди заранее обговорили и сделали отдельную работу, а взять готовую вещь и переделать – это, конечно, вандализм. Если люди хотят высказаться, пусть используют отдельную площадку, и тогда уже посмотрим, будет ли кто-то на это смотреть и будет ли это кому-то нравиться", – сказал он.

Однако не все разделяют это мнение. "Хорошая интервенция, наиболее яркий жест в Перми, говорящий, что город-то жив еще", – написал Марат Гельман. Арт-директор музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева считает, что "работа критикует запреты на публичный диалог вокруг серьезных и важных тем, которые волнуют каждого человека". "Город позиционируется как пространство вечного праздника, смысл любых цивилизаций – дистанцировать общество от реальности, создавать иллюзии и успокаивать. Мы хотим есть мясо, но не хотим видеть, как оно получается. "Смерть" полемизирует с работой Матросова и в этом смысле открывает еще один горизонт смыслов, связанных с языком политики", – говорит она.

Пермский искусствовед Анна Суворова не считает акцию Алексея Илькаева вандализмом: "Счастье не за горами" – объект паблик-арта, который создан на основе воспроизводимой технологии и сам материальный носитель не является уникальным произведением, созданным художником. Художник создал идею, не выпилил буквы. Являются ли конкретные буквы слова "счастье" историческим памятником? Нет, буквы многократно заменялись, исторической ценности не имеют. Вывод: случай с объектом паблик-арта "Счастье не за горами" / "Смерть не за горами" – не вандализм".

Депутат Пермской гордумы от партии "Яблоко" Надежда Агишева говорит, что заявление в органы внутренних дел было оправданным до момента, когда художник явился в полицию сам. "Сейчас взаимодействие может происходить в рамках гражданского процесса о компенсации ущерба. Кстати, сумма, которую назвал город (46 тысяч рублей), явно завышена. А если учесть, что бюджетных средств на производство объекта не тратилось, так как он был принят на учет как бесхозный, и эксперты обсуждали необходимость воспроизвести "Счастье" в более подходящем материале, то в принципе и процесс взыскания ущерба выглядит не очень оправданным", – написала она.

Напоминание о смерти в науке, искусстве, литературе – обращение к осознанности человека

Уличный художник Алексей Илькаев получил известность в 2011 году. В течение двух лет на улицах Перми появлялись узнаваемые черно-белые изображения "грустного лица" – отсюда и прозвище художника Sad Face. Однако в 2012 году художник попал в ДТП, получил серьезную травму головы и ушел из публичного художественного процесса. Его громкое возвращение произошло в январе этого года: художник создал гигантское грустное лицо на замерзшей Каме.

Художник Алексей Илькаев самостоятельно явился в полицию и написал явку с повинной о том, что переработал арт-объект "Счастье не за горами". Мотивы своего поступка он объяснил тем, что не желает мириться с ролью преступника – он художник.

Накануне признания Алексей Илькаев опубликовал в своем инстаграме художественный манифест:

"Отрицание смерти является причиной фанатизма, предрассудков, агрессии, разделения людей на своих и чужих и других патологий. Напоминание о смерти в науке, искусстве, литературе – профилактика этих патологий, обращение к осознанности человека. Цель такой профилактики – обострить состояние "здесь и сейчас", создать для человека такой вектор развития, при котором он обретет способность очень аккуратно и осторожно относиться к природе своих поступков".

Адвокат художника Сергей Калкатин рассказал, что досудебное урегулирование невозможно, поскольку заявление в полицию подал городской центр охраны памятников. По существующему российскому законодательству забрать его невозможно. Линия защиты будет строиться на смягчении приговора, либо на выплате судебного штрафа. Дело будет рассматриваться в суде через два – два с половиной месяца.

Сам арт-объект "Счастье не за горами" сейчас полностью демонтирован. После реставрации власти Перми обещают вернуть его на набережную Камы.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG