Ссылки для упрощенного доступа

Частник из Малиновки. Бывший милиционер голосует за Путина


Кадр из фильма Дарьи Гришановой и Максима Пахомова "Сено-молоко"
Кадр из фильма Дарьи Гришановой и Максима Пахомова "Сено-молоко"

Фильм Дарьи Гришановой и Максима Пахомова "Сено-молоко"

Житель села Малиновка под Томском 53-летний Федор Мацкевич – бывший милиционер, уже лет шесть как на пенсии, но ее, как он говорит, не хватает (еще нужно детей выучить), и он зарабатывает фермерством – безо всякой поддержки государства.

Заготавливает сено, держит коров, а молоко, сметану, творог продает по окрестностям, дважды в неделю развозит по клиентам, 5 часов за рулем. Вспоминает, как был милиционером, и недоволен переименованием милиции в полицию, потому что "милиция людям помогала". Но за Путина – горой, а лучше всего, считает, было при советской власти.

День томского фермера – в фильме Дарьи Гришановой и Максима Пахомова "Сено-молоко".

Федор Мацкевич рассказывает, что его отец – белорусских корней, мать – латышских, "батя – шофер, отработал в сельпо, старший брат пошел в милицию после армии. У нас два брата милиционера, один – пожарный". В Малиновке Мацкевич живет почти всю жизнь, семья переехала в это село, когда он еще был маленьким.

Люди покупают его продукты, объясняет Мацкевич, потому что они натуральные – в отличие от горючего творога из популярных интернет-роликов времен импортозамещения или магазинной сметаны: "Килограмм домашней сметаны получится с 10 литров молока, чуть больше, чуть меньше, зависит от жирности. То есть около 300 рублей просто себестоимость, потом переработчику надо, магазину надо. А она там стоит 100 рублей – это и близко сметаной не пахнет".

Мацкевич говорит, что был бы рад, если бы государство "маленько подумало бы", да и принимало у "частников" молоко рублей по 30 за литр, "стабильно, фиксированно – подоил бы, сдал и все". А частные молокозаводы, по его словам, принимают по 12–15 рублей за литр, "а это лучше вообще ничего не держать", да и не заинтересованы в приемке молока, если у фермера его меньше 300 литров в день.

Фермерам даются дотации, но Мацкевич фермером себя не считает: "Я пенсионер, просто несколько коров держу. На пенсию не проживешь, поэтому езжу". "Ферма есть ферма, автоматика, а у меня все руками", поэтому у него столько голов скота, сколько есть, а дальше предел, "дальше я не смогу. Сейчас младший ребенок выучится, а там посмотрю, может, совсем все брошу, буду на рыбалку ездить, отдыхать спокойно. Мне тогда и пенсии хватит".

Сын у него в военном училище, "так же, как и я, в погонах", бесплатно, а платно получить высшее образование, по его подсчетам, стоит 200 тысяч: "Где ты вытянешь со средней зарплатой в 30 тысяч? У нас от 30 до 40 тысяч средняя зарплата, 50 – считается нормальной зарплатой, выше 50 – это уже хорошая".

24 года Мацкевич служил, сначала в милиции, потом полиции, но про себя говорит, что он "милиционер на пенсии, именно милиционер, а не полицейский, милиция людям помогала, а сейчас только бумажки пишут, некогда помогать". Недоволен "палочной" системой, "это равносильно, чтобы пожарникам платить от пожаров".

Рассказывает, как в 90-е, чтобы прокормить семью, подрабатывал ремонтом отечественных машин (сам сейчас ездит на китайской): "Все производство рухнуло, одна торговля только осталась. В Новосибирск мотались за товарами, за тряпками, особенно когда школа, чтобы детей одеть. Вот тебе блага цивилизации. Не хотели жить при нормальном строе, свобода была нужна, вот и пожили в 90-х годах, когда все разрушили полностью, получили беспредел и никакой свободы".

Советскую жизнь он застал лишь очень молодым человеком, но вспоминает ее с восторгом: "Бесплатная учеба, бесплатное образование, бесплатная медицина, уверенность в завтрашнем дне. Мог пойти хоть куда учиться, если у тебя есть талант, на врача, на строителя, на педагога. Квартиры бесплатно давались. Пошел на стройку, на завод, работаешь, получаешь зарплату. Как говорят: ой, жили от зарплаты до зарплаты. А сейчас чего? Кредитов набрали и не знают, как дальше жить. Зато раньше стабильная зарплата, знали, сколько будет, чего. Сейчас кричат: ой, в очереди стояли. В очереди стояли за каким-нибудь дефицитом, а все остальное, необходимое, было. А сейчас и качество плохое, и денег нет. Почти все тоскуют по тому времени. Нажились мы в свободной стране".

"Вообще идиоты, такую страну развалили. Сначала Горбачев и Ельцин. Сейчас хоть более-менее молодец, – говорит Мацкевич про Путина, которого поддерживает на "сто процентов". – Хотя бы маленько страну с колен поднял. Еще бы внутри маленько навел порядок, было бы идеально".

Мацкевич может быть недоволен правительством: "Да, я его хаю, потому что внутренняя политика плохая, но внешняя хорошая. Снимать Путина нельзя, нам будет гораздо хуже. Кроме Путина нет нормального адекватного правителя... Может, и получится у Путина страну вывести более-менее. Мне без разницы: будет он пять-шесть сроков – все нормально, пусть правит, чем какого-то идиота поставить, который все развалит сразу же. Давай меня поставим, и что? А так он будет, и нормально. Другой разговор – по наследству не передавать, это да. Как история показывает, хороший правитель, а на его детях природа отдыхает, бывает и так".

Мацкевич консервативен, говорит о неприкосновенности "великих наших обычаев, истории, родителей". Не любит ЛГБТ. Про Навального, считает, "раздувают" и "все надумано". За Лукашенко – а иначе, мол, в Беларуси будет как в Украине: "[В Беларуси] живут стабильно, там до сих пор колхозы, заводы сохранены, там нет таких прослоек, как у нас, – олигархи и нищие, как мы. Нормально живут, средненько, хорошо, все ровно. Я понимаю, кому-то хочется богатства бешеного, но остальным людям ничего не надо. Они ходят на работу, получают нормальные деньги, живут прилично".

В то, что милиция избивает мирных демонстрантов в Беларуси, не верит: "Может быть, и ударили – значит, их вынудили. Я сам в милиции отработал и знаю, что это такое, просто так не будут никогда. Либо это проплачено специально кому-то, но никто не будет просто так бить людей".

Мацкевич сильно подозревает в происках Запад: "Для Америки и Европы Россия должна быть просто уничтожена, тогда им будет нормально".

Вся российская история, с его точки зрения, устроена подобным образом: "Петр Первый завоевал маленько, Екатерина, потом разбазаривали. Потом опять Европа захотела развалить Россию. Удалось – революция... Война опять откинула. Но благодаря тому, что мы были едины, победили. Без всяких кредитов подняли страну из руин. Потому что была одна партия: ты будешь сеять, на тебе колхозы, на тебе солярка, на тебе трактора, комбайны, а ты давай, корми людей. Были недостатки, понятно, но в принципе подняли страну, отстроили".

Про Сталина Мацкевич говорит, что тот, может, и правда "перегибал палку во многих случаях – конечно, зря, но страну поднял". При этом у самого Мацкевича, по его словам, прадеда раскулачили.

Он беспокоится, чтобы его мысль была верно донесена в фильме, и подчеркивает: "Кто будет смотреть на Западе фильм, пусть знают – не дадим развалить страну".

XS
SM
MD
LG