Ссылки для упрощенного доступа

Нехватка врагов. Дарья Провоторова – о "запасе отцов и сыновей"


Одним из распространенных методов борьбы с инакомыслием в Советском Союзе было преследование родственников неугодных. Уже несколько лет мы наблюдаем использование похожей практики российской властью. Как писал Александр Твардовский в антисталинской поэме "По праву памяти", властям нужен "запас отцов и сыновей", чтобы были "под рукой всегда – на случай нехватки классовых врагов".

27 марта в Ростове-на-Дону арестовали отца Ивана Жданова, директора Фонда борьбы с коррупцией (организация признана Минюстом иностранным агентом). Иван Жданов – один из ближайших соратников Алексея Навального, уже семь лет работает в его команде, последние три года возглавляет ФБК. По версии следствия, отец политика в составе жилищной комиссии рекомендовал главе поселка выделить квартиру по договору социального найма, однако позже оказалось, что получившая площадь семья уже получала жилищную субсидию. При этом глава поселка не стал обвиняемым. Иван Жданов уверен, что преследование отца связано с его, сына, политической деятельностью. Сам политик с осени 2019 года находится за границей, в Германии, куда перебралась часть активистов ФБК.

Такие же методы использовали и против самого Алексея Навального в 2014 году, когда его вместе с братом осудили по так называемому делу "Ив Роше". Алексея оставили на свободе с условным сроком, а его брата Олега отправили в колонию на три с половиной года. При этом в Следственном комитете не раз намекали на политизированный характер данного дела, не случайно тогдашний руководитель управления СК по взаимодействию со СМИ Владимир Маркин заявил: "Возможно, [этого дела] бы не было... потому что число и силы следователей, увы, ограничены. Но если фигурант всеми силами привлекает к себе внимание, можно даже сказать, дразнит власть – вот, мол, я какой весь в белом на общем фоне, то интерес к его прошлому увеличился и процесс выведения на чистую воду, естественно, ускорился".

Посягая на права родных и близких людей, замеченных в оппозиционной активности, власти фактически открыто следуют законам существования репрессивной системы Иосифа Сталина

В 2018 году ещё один соратник Алексея Навального и муниципальный депутат Илья Яшин стал объектом давления после заявления о намерении идти на выборы мэра Москвы. 85-летняя бабушка политика находилась в частном пансионате в связи с проблемами со здоровьем, и сразу несколько государственных СМИ выпустили материалы о том, что Яшин сдал свою бабушку в дом престарелых ради квартиры. В 2016 году Сергей Мохов, муж юриста Фонда борьбы с коррупцией Любови Соболь, подвергся нападению. Неизвестный мужчина тогда напал на Сергея и вколол ему в бедро "неустановленную жидкость". Соболь считает, что нападение связано с её профессиональной деятельностью, в том числе с расследованием деятельности компаний бизнесмена Евгения Пригожина.

Давление на родственников в том или ином виде испытали на себе в разное время и сотрудники нескольких штабов Навального. В 2017 году гражданский активист из Кемерова Ксения Пахомова столкнулась с тем, что за короткий период её мать уволили с должности директора школы, её молодого человека отчислили из вуза и вручили ему повестку в военкомат, ее бабушка оказалась под угрозой увольнения с должности смотрителя музея.

В 2012 году, после разгона крупной акции протеста на Болотной площади, власти самыми разными способами собирали материалы на гражданских активистов. Среди прочих под раздачу попал Леонид Развозжаев из "Левого фронта". Его объявили одним из организаторов “массовых беспорядков” и, чтобы предъявить обвинение, вычислили тогдашнюю девушку Развозжаева. Предположительно, в квартире Леонида были установлены скрытые камеры, записи с которых позднее использовались для шантажа, с помощью которого девушку вынудили не только дать показания, но и выступить по телевидению.

Давление на родственников и через родственников испытывают на себе не только оппозиционные политики, но и обычные граждане. Недавний громкий инцидент произошёл на акции протеста 23 января: полицейский ударил в живот пенсионерку Маргариту Юдину. Надзорные органы тут же заинтересовались её детьми, принялись выяснять, почему сыновья Юдиной не встали на учет в военкомате. У органов опеки возникли вопросы и по воспитанию её дочери.

21 марта веб-сайт "Открытые медиа" сообщил о слежке за своими журналистами и посвящённых им заказных материалах. Одному из журналистов пришлось уволиться, чтобы его родственники могли сохранить свой бизнес. "Авторов наиболее резонансных публикаций, в основном – антикоррупционных расследований, преследуют неизвестные лица, их почты и аккаунты на разных платформах взламываются, организуются публикации ложных фактов в отношении их родственников", – говорится в заявлении журналистов "Открытых медиа" в телеграм-канале веб-сайта.

Это отсылает нас к принципам практики советского "правосудия": тогда за "грехи" детей заставляли расплачиваться родителей, и наоборот, наказывали братьев, сестер и других родственников. Посягая на права родных и близких людей, замеченных в оппозиционной активности, власти фактически открыто следуют законам существования репрессивной системы Иосифа Сталина. Борьба с гражданским активизмом зачастую ведётся едва ли не теми же методами, которые использовались в советское время. Такие методы преследуют своей целью запугать не только родственников неугодных, но и общество в целом.

Дарья Провоторова – блогер, Санкт-Петербург

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG