Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Можно ли назвать происходящее в Ираке гражданской войной: мнения президента Буша и американской прессы расходятся. Доллар отступает под напором евро. Греху потребительства предаются американцы в праздничный сезон


Сегодня в Америке



Юрий Жигалкин: Можно ли назвать происходящее в Ираке гражданской войной: мнения президента Буша и американской прессы расходятся. Доллар отступает под напором евро. Греху потребительства предаются американцы в праздничный сезон. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.


Может ли американская пресса превратиться в самого серьезного противника Соединенных Штатов в Ираке? В то время, как президент Буш убеждает союзников по НАТО в том, что Ирак и Афганистан - поля сражений с экстремистами, некоторые из американских ведущих средств информации объявили о том, что они намерены использовать термин "гражданская война", освещая ситуацию в Ираке. Это решение навеяло неизбежные параллели с временами вьетнамской войны. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Во вторник президент Буш заявил, что не выведет американские войска из Ирака, пока задача не будет выполнена. Этим он отверг предложение признать, что Ирак находится на пороге гражданской войны, а тем более, что в Ираке уже идёт гражданская война.


Однако некоторые из ведущих органов американских средств массовой информации в материалах, посвящённых положению в Ираке, стали, так или иначе, пользоваться термином «гражданская война». Значение этого факта для Америки становится яснее, если вспомнить, что в 1968 году ведущий теленовостей на "Си-Би-Эс" Уолтер Кронкайт первым объявил, что Америка проигрывает войну во Вьетнаме, а через 10 с лишним лет телекомментатор Тед Коппел ввёл термин «иранский кризис с заложниками», чем вызвал ярость у тогдашнего президента Джимми Картера.


«Терминология, используемая средствами массовой информации, может повлиять на настроение народа, - говорит профессор Техасского университета Джеймс Стайнберг, который занимал пост заместителя советника по национальной безопасности при президенте Клинтоне. - Если в Ираке молодая демократия ведёт борьбу с боевиками, то американцы готовы поддержать такую борьбу, но если в Ираке идёт гражданская война, то американцы потребуют скорейшего вывода оттуда американских войск».


Вот почему в Белом доме обеспокоены тем, что телекомпания "Эн-Би-Си" стала называть столкновения в Ираке гражданской войной в Ираке. То же самое стали делать газеты «Лос-Анджелес Таймс» и «Крисчен Сайенс Монитор», еженедельник «Ньюсуик». «Нью-Йорк Таймс» перешла от выражения «Ирак на грани гражданской войны» к выражению «гражданская война в Ираке", но слова «гражданская война» пока остаются в кавычках. «Лос-Анджелес Таймс» даёт это выражение без кавычек. По мнению экспертов, если Белый дом тоже примет такой термин, это будет означать признание провала иракской стратегии Буша.


Не только президент Буш и члены его администрации не называют конфликт в Ираке гражданской войной. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорит, что Ирак находится «почти» в состоянии гражданской войны или что там скоро столкновения перерастут в гражданскую войну. Так вопрос о «гражданской войне» в Ираке вызвал «терминологическую войну» в США.



Юрий Жигалкин: Почему американские средства информации решили через три с половиной года после начала иракской кампании отказаться от нейтрального термина "конфликт" в пользу очевидно тревожного "гражданская война"? Я задал этот вопрос президенту Филадельфийского института внешнеполитических исследований Харви Сикерману.



Харви Сикерман: Я думаю, что в некоторой мере, это политическое решение. Такое ощущение, что руководство нескольких средств информации следует за настроениями верхушки Демократической партии, а ее самый большой авторитет в том, что касается военных дел конгрессмен Мерта настойчиво повторяет уже несколько месяцев, что в Ираке идет гражданская война. На мой взгляд, этот термин адекватно не отражает ситуацию в Ираке. Гражданская война - это масштабный феномен, охватывающий всю страну, когда часть населения идет с оружием в руках против другой. Война, не оставляющая в стороне ни одного человека. Иракский конфликт, конечно же, не достиг таких пропорций. Это явный конфликт на религиозной почве, жестокий, кровопролитный, но ограниченный несколькими очагами в основном Багдадом, суннитские группы бьются с шиитскими. Мы знаем, что в курдской зоне сохраняется спокойствие, что насилием не затронуты другие этнические меньшинства.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, может ли эта новая установка прессы оказаться фактором в определении Белым домом своей иракской стратегии?



Харви Сикерман: Я не думаю, что это отразится на решениях президента Буша или рекомендациях комиссии Бейкера, рассматривающей возможные варианты действий в Ираке. Однако, если в действительности позиция некоторых средств информации отражает взгляды истеблишмента демократической партии, то это означает, что после прихода в Конгресс демократического большинства двум партиям будет очень трудно найти общий язык по иракской проблеме, наверняка будут более слышны призывы вывести войска из Ирака.



Юрий Жигалкин: Но в этой ситуации, согласитесь, неизбежна аллюзия с вьетнамской войной, ведь многие винят за поражение не армию, а американских политиков и прессу?



Харви Сикерман: Люди начинают терять веру в руководстве страны, если им постоянно говорят, что мы одерживаем верх, наши войска скоро вернутся, а американцы видят, что на поле боя требуется все больше и больше американских солдат. Выражения, используемые прессой, в такой ситуации играют второстепенную роль. Я думаю, успех иракской кампании будет определен способностью или неспособностью президента Буша представить американцам убедительный план действий, устанавливающий четкие критерии будущего вывода войск. Иначе американское общественное мнение может стать самым серьезным противником американской армии в Ираке: стоит ли нам там оставаться лишь для того, чтобы продолжать истекать кровью?



Юрий Жигалкин: Говорил Харви Сикерман, президент Филадельфийского института внешнеполитических исследований.


Коротко - о некоторых из новостей дня и о том, что заставляет американцев в эти дни идти на штурм магазинов.


Курс доллара упал в среду по отношению к евро до самого низкого за 20 месяцев уровня, спровоцировав тревогу относительно ближайшего будущего американской валюты и состояния американской экономики. Прямым поводом для удешевление доллара за день почти на цент, один евро стоил доллар 32 цента, стали последние статистические данные, свидетельствующие о серьезном замедлении экономического роста в США. Слабая экономика почти исключает возможность повышения американским центральным банком учетной ставки, что подняло бы международную стоимость доллара, и обещает потенциальные рыночные потрясения, например, рецессию.


Государство не имеет права попирать гражданские права слепых, печатая деньги, неотличимые на ощупь для незрячего человека. Во вторник федеральный судья в Вашингтоне вынес решение, которое почти наверняка повлечет изменение внешнего вида и размера американских купюр. Он счел, что казначейство нарушает так называемый Реабилитационный акт, запрещающий дискриминацию инвалидов в программах, финансируемых государством. Судья потребовал от Министерства финансов представить предложения о том, как оно намерено видоизменить купюры с тем, чтобы сделать их удобными в использовании для слепых. Среди идей - варьирование размера денег, применение специальной краски, фольги. Судья счел недостаточно вескими ссылки адвокатов ответчика - Министерство финансов - на то, что изготовление таких купюр значительно повысит затраты на их производство.


Используя методу академика Павлова, американские ученые из ядерной лаборатории в Лос-Аламосе научили пчел реагировать на взрывчатку, в том числе на три ее разновидности, наиболее популярные среди террористов. Специалисты научили пчел, известных, в том числе и своим феноменальным чувством обоняния, испускать нечто рефлекторной слюны при запахе взрывчатых веществ. Ученые надеются, что тренированные пчелы вскоре помогут защитить американских солдат, дислоцированных за рубежом, от террористов-самоубийц и даже замаскированных мин. Пока не сообщается, как пчелы себя ведут, ощутив запах взрывчатки: сразу ли они бросаются на ее носителя или дают знать о ее наличии другим способом.


Круглосуточное стояние в очередях в надежде попасть среди первых к прилавку после открытия магазина, отдельные кулачные стычки в борьбе за дефицит и громкие сетования по поводу коммерциализации предрождественского сезона - такими стали главные приметы этих дней. Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: По традиции День Благодарения - уютный семейный праздник американцев, отмечаемый в последний четверг ноября, сменяется непомерным ажиотажем «черной пятницы» - официального дня начала широкомасштабных предрождественских распродаж. «Черной» - потому что подытоживается она, как правило, в отчетностях торговых сетей сплошь черными чернилами, означающими прибыль. Если прежде предпраздничный шоппинг был уделом женщин, то в этом году среди покупателей было замечено много мужчин, заинтригованных возможностью приобрести по дешевке всевозможные технические новинки. В прошлую пятницу сетевые магазины по продаже бытовой электроники Best Buy с пяти часов утра, следующего за Днем Благодарения, заманивали мужчин фантастическими скидками на телевизоры с плоскими экранами, ноутбуки и игровые компьютерные приставки. Публика готовилась штурмовать двери магазинов с вечера предыдущего дня. Переминающиеся очереди длиной в квартал регулировались силами полиции.



Покупатель: Нам холодно, мы проголодались и не прочь сходить в туалет.



Покупатель: Ступни просто окоченели.



Покупатель: Я хочу купить сегодня не только ноутбук, но и стационарный компьютер, а также цифровую видеокамеру и мини- DVD -плеер.



Аллан Давыдов: Некоторые сетевые магазины, такие как CompUSA , торгующий компьютерной техникой, открыли распродажи не рано утром в последнюю пятницу ноября, а еще вечером в четверг. Таким образом, семейный ужин с традиционной индейкой для многих превратился в быстрое закусывание перед главным событием - походом на распродажу со скидками.


Хотя «черная пятница» и считается официальным стартом предрождественских распродаж, с каждым разом они фактически начинаются все раньше. В этом году Санта-Клаусы и рождественские елки стояли в витринах уже в Хэллоуин, то есть, в конце октября. Как иронизирует газета "Нью-Йорк Таймс", эта тенденция скоро сольет воедино предрождественскую лихорадку с августовскими распродажами, приуроченными к началу учебного года.


Впрочем, этого может и не произойти, если принять во внимание еще одну тенденцию последних лет. После «черной пятницы» в торговых моллах наступает так называемый «киберпонедельник», в который американский служилый люд, вернувшись в офисы после праздничного уикенда, занимается не столько работой, сколько покупками по Интернету. Нью-йоркский торговый аналитик Говард Давидовитц говорит о том, что очень скоро основная масса покупателей предпочтет такой вид покупок традиционным походам в магазин.



Говард Давидовиц: У онлайновой торговли - отличное будущее. Подозреваю, что ее развитие будет взрывообразным, и ежегодный прирост прибыли пойдет на десятки процентов. Куда уж тут удобнее: сидишь за компьютером, сравниваешь модели товаров и цены в считанные секунды, да еще бесплатная доставка. Уверен, что все меньше людей будут поддаваться всеобщему торговому психозу за месяц до Рождества.



Аллан Давыдов: Ожидается, что в этом году выручка от онлайновой торговли в США вырастет по сравнению с прошлым годом почти на четверть.



Юрий Жигалкин: Одной из самых видных жертв покупательской лихорадки стала Шер, сочинившая песню о своей страсти, песню, названную просто «Шоппинг».


XS
SM
MD
LG