Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Коран вместо Библии намерен использовать во время присяги новоизбранный законодатель. Состоится ли большая игра вокруг туркменского газа? От наркотиков к лекарствам сдвигаются интересы американских подростков



Юрий Жигалкин: В четверг недавнее воодушевление комментаторов по поводу избрания в члены конгресса первого мусульманина получило крайне неожиданное продолжение. Конгрессмен из Виргинии в письме к своим избирателям призывает их воспрепятствовать намерению нового законодателя принести присягу на Коране.



Аллан Давыдов: Член палаты представителей Конгресса республиканец из штата Виргиния Вирджил Гуд направил сотням своих избирателей письмо, в котором предупреждает, что недавнее избрание в эту палату первого в истории Соединенных Штатов законодателя, исповедующего ислам, на его взгляд, серьезно угрожает традиционным американским ценностям. Поводом для озабоченности Гуда стал тот факт, что новоизбранный член палаты демократ из штата Миннесота Кит Эллисон, адвокат по профессии, заявил, что клятву на церемонии своего вступления на пост конгрессмена в январе, он, мусульманин, принесет, на Коране.


В своем письме к американцам Вирджил Гуд, в частности, пишет: «Я опасаюсь, что в следующем столетии в США окажется намного больше мусульман, если мы не примем жесткие иммиграционные правила, которые, как я считаю, необходимы для защиты ценностей и верований, традиционных для Соединенных Штатов».


Сам Гуд при вступлении в должность законодателя намерен присягнуть на Библии.


Кит Эллисон, намерение которого критикует Гуд, считает, что, пытаясь увязать его вероисповедание с вопросом иммиграции, коллега-республиканец явно переборщил. Эллисон - типичный афроамериканец, родившийся в США. Его предки были привезены в Луизиану еще в 1742 году. Эллисон принял ислам, учась в американском колледже.


На вопросы журналистов о том, чем его не устраивает намерение Эллисона присягнуть на Коране, Вирджил Гуд дает не совсем прямой ответ.



Вирджил Гуд: Моя позиция такова: я не являюсь поклонником учения, изложенного в Коране. Лично я, принимая присягу, буду использовать Библию.



Аллан Давыдов: Конгрессмен-республиканец также пытается предостеречь американскую общественность относительно перспективы появления на важных государственных должностях людей, исповедующих ислам, напоминая, что изначально Соединенные Штаты создавались как страна христиан.


Кит Эллисон в свою очередь считает, что его стремление присягнуть на Коране нисколько не противоречит традиционным американским принципам. Он поясняет, что присягающим не запрещено использовать какие-либо религиозные тексты в частном порядке, после того как они принесут официальную клятву на конституции.



Кит Эллисон: Вступая в должность конгрессмена, я в точности последую процедуре, через которую проходят все другие новоизбранные законодатели. Мы встанем и дадим клятву на конституции. Но позже, на частной церемонии присяги в узком кругу, я намерен положить руку на книгу с исламским вероучением, которого я придерживаюсь. Точно таким же правом обладают другие законодатели: иудеи клянутся на Торе, католики - на Библии, мормоны - на Книге Мормонов. Каждый свободен поступить так, как подсказывает ему его вера. Но всех нас будет связывать текст одного великого документа - конституции Соединенных Штатов. А она недвусмысленно запрещает фильтровать выборных должностных лиц по религиозному признаку.



Аллан Давыдов: Новоизбранный конгрессмен не сомневается, что вся эта история вокруг него послужит для американцев уроком гражданского сознания.



Юрий Жигалкин: Спровоцирует ли смерть Ниязова большую газовую игру между ведущими мировыми столицами? Предположения на этот счет высказываются многими американскими наблюдателями. Вот что говорит профессор Маршалл Голдман, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета.



Маршалл Голдман: Практически все сейчас заинтересованы в том, как взять под контроль поток туркменского газа. Соединенные Штаты делают все возможное, чтобы организовать строительство газопровода в обход России: от монополии Москвы на экспорт туркменского газа хорошо только "Газпрому", Иран, страна с серьезными региональными амбициями, хочет получать как можно больше туркменского газа, Европа и, естественно, Россия. В то время как США сами не импортируют туркменский газ, причина интереса Вашингтона к тому, что происходит в Туркменистане очевидна: он не хочет, чтобы его европейские союзники находились под угрозой энергетического шантажа со стороны России.



Юрий Жигалкин: Как вы думаете, какие чувства испытывают в Вашингтоне, в Белом доме в связи с уходом Ниязова со сцены?



Маршалл Голдман: Американская администрация никогда не была в восторге от Ниязова, будем надеяться, последнего из великих восточных властителей. Она пыталась иметь с ним дело, договариваясь об альтернативных вариантах экспорта туркменского газа, но, насколько я понимаю, у Вашингтона практически нет никаких инструментов воздействия на развитие ситуации в Туркменистане. Не исключено, что Россия сможет воспользоваться смертью Ниязова к своей пользе: доходы Туркменистана в значительной мере зависят от "Газпрома". Вашингтон же в ближайшие дни будет по большому счету, зрителем, как в театре кабуки: до последнего момента неизвестно, что происходит и это, конечно, будет держать многих в напряжении.



Юрий Жигалкин: Попытается ли Вашингтон оказать давление на новые власти, призывая к демократическим реформам?



Маршалл Голдман: Он, конечно же, попытается сделать это, но у Соединенных Штатов нет эффективных способов воздействия на Ашхабад. К сожалению, будущее страны, скорее всего, будет полностью зависеть от воли новых властей. Остается лишь надеяться, что туркменский народ сможет громко и убедительно заявить, что ему не нужен новый культ личности.



Юрий Жигалкин: Интересы американских подростков, судя по всему, стали сдвигаться: от наркотиков и алкоголя к лекарствам. В четверг американские эксперты обнародовали статистику, свидетельствующую о снижении употребления юными американцами наркотиков, особенно, марихуаны и заметном росте интереса к общедоступным медицинским препаратам.



Ян Рунов: Хорошая новость и плохая. С одной стороны, среди американских подростков популярность запрещённых законом наркотиков явно падает - марихуану курит теперь только каждый третий. Уменьшилось также употребление алкоголя и табака. С другой стороны, растёт популярность лекарственных препаратов, продаваемых в любой аптеке по рецепту и без. В этом - новая трудность борьбы с наркоманией: можно ли убрать с аптечных полок медикаменты и можно ли наказывать человека, если у него найдены вполне законно продаваемые лекарства?


По данным исследования, проведённого Мичиганским университетом по заказу Национального института наркомании, употребление марихуаны - наиболее распространённого среди подростков наркотика - уменьшилось с 35% в 2001 году до 29% в 2006.


«А чем меньше наркоманов, тем ниже уровень преступности и ниже расходы на здравоохранение», - сказал на пресс-конференции в Вашингтоне директор национальной службы по контролю за наркотиками Джон Уолтерс. Но теперь, по его словам, надо обратить внимание на растущую новую проблему: каждый десятый американский старшеклассник пользуется в качестве наркотика обезболивающим препаратом под названием «викодин», который продаётся без рецепта, и почти каждый двадцатый - обезболивающим наркотическим лекарством «оксиконтин».


По данным другого исследования, проведённого нью-йоркской организацией «Партнёрство за Америку без наркотиков», каждый пятый подросток в возрасте от 12 до 17 лет достаёт лекарства наркотического действия, выдаваемые по рецепту врача, и каждый десятый пользуется лекарствами в открытой продаже, в частности, препаратами от кашля, содержащими "декстрометорфан". Подростки считают эти лекарства безопаснее наркотиков, раз они есть в свободной продаже.


Однако безопасна только та доза, которая прописана врачём или указана на этикетке. Более высокая доза или определённая смесь лекарств представляют такую же угрозу здоровью, а то и жизни, как и наркотики.


19-летний студент, мечтавший стать фармацевтом, умер от передозированной смеси антидепрессанта "занекса" и обезболивающих "викодина" и "оксиконтина". Чтобы избежать подобных трагедий, нужно, по мнению Джона Уолтерса, оповестить о новой опасности население страны и побудить родителей чаще проверять домашние аптечки. Если там окажутся вызывающие подозрение препараты, лучше их выбросить.



Юрий Жигалкин: Самым популярным новым диском недели стал альбом популярного рэпера Янга Джизи « The Inspiration ».


XS
SM
MD
LG