Ссылки для упрощенного доступа

Борис Немцов о политической ситуации на Украине


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие лидер партии "Союз правых сил" Борис Немцов .



Андрей Шарый: Политики на Украине продолжают согласовывать параметры выхода из затянувшегося политического кризиса. Досрочные парламентские выборы в стране назначены на 30 сентября. В отличие от событий времен "оранжевой революции", в нынешних политических процессах на Украине никак не участвует Россия. Сравнить политическую ситуацию в двух соседних странах и порассуждать о причинах, по которым Кремль отказался от давления на Украину, я попросил одного из лидеров партии "Союз правых сил" Бориса Немцова. Немцов после "оранжевой революции" был внештатным советником президента Украины Виктора Ющенко и лично знаком с ключевыми участниками сегодняшних политических событий в Киеве.



Андрей Шарый: Есть такая схема политологическая, согласно которой за всеми этими партиями и политиками стоят крупные бизнес-интересы. В какой степени самостоятельны украинские политики? Или верно предположение, что ими рулят вот эти бизнесмены, которые, на самом деле, распиливают большие украинские деньги?



Борис Немцов: За каждым из политиков, действительно, стоит бизнес. Я не думаю, я знаю. За Януковичем стоит самый, пожалуй, крупный украинский бизнес, в первую очередь Ринат Ахметов. За Тимошенко стоит один из крупнейших украинских олигархов Игорь Коломайский. А что касается Ющенко, то, как это не парадоксально, за ним каких-то крупных олигархов нет.



Андрей Шарый: А Порошенко?



Борис Немцов: Да, он не олигарх. То, что у него там одна фабрика и Пятый канал телевидения украинского, это еще не значит, что он олигарх. Он даже в список миллиардеров не входит украинских. Но, я вам так скажу, они вынуждены, эти люди (они, конечно, не хотели бы считаться друг с другом), но они - и бизнесмены, и политики - вынуждены учитывать мнение друг друга. Один, например, Ринат Ахметов управлять Украиной не может. У него не хватает голосов для этого.



Андрей Шарый: Кукла Ахметова - можно так поставить вопрос?



Борис Немцов: Нет, нельзя.



Андрей Шарый: Нельзя. А как правильно сказать?



Борис Немцов: Я думаю, что это некий тандем, где разделены обязанности. Янукович обладает одним преимуществом перед Ринатом Ахметовым. Он обладает довольно большой политической силой, поддержкой Восточной Украины и Крыма, политической поддержкой. В политике есть два очень важных момента, которые определяют твою силу. Первый - это твой политический вес. Второй - это финансовые, информационные возможности. У Рината Ахметова огромные финансовые и информационные возможности, а у Януковича очень большой политический вес. Они, скорее дополняют друг друга, а не являются куклами или кукловодами по отношению друг к другу. Абсолютно такая же ситуация в отношении Тимошенко. Что касается Ющенко, тут такая же история. На самом деле, деньги отдельно, а популярность и рейтинг - отдельно.


И вот такой сложившийся тандем, конечно же, неприятен вот в каком плане - в плане коррупциемкости, я бы сказал. Очевидно, что победа одной группировки, означает передел собственности и так далее. Но, мне кажется, что в Украине ситуация, когда одна группа победить не может. А раз она победить не может, то будет по честному. Будет как в суде. Судится Березовский с Гусинским. Один занес миллион в виде взятки, второй - тоже миллион. Вышел судья и сказал - будем судить честно.



Андрей Шарый: Россия на пороге очередной предвыборной кампании. Вы сейчас наблюдаете за событиями на Украине. Там есть какие-то технологии, какие-то рецепты либо политтехнологические, либо жизнь что-то там подсказывает что-то из того, что происходит на Украине, можно использовать в России, нужно использовать в России?



Борис Немцов: Все нормальные российские политики смотрят на них с завистью. Почему? Потому что у них свободный эфир. Они могут критиковать своего Ющенко, свою или не свою Тимошенко, Януковича. Они могут свободно встречаться с избирателями. Демонстрации никто дубинами не разгоняет. К сожалению, я должен сказать, что мы находимся в абсолютно разных политических системах. Украина строит демократическое государство со свободной прессой и политической конкуренцией, Путин строит такое евразийское авторитарное государство без всякой политической конкуренции, с манипуляциями общественного мнения и с отсутствием всякой политической конкуренции. На Украине не обязательно в избирательном процессе использовать проекты от двери к двери, когда агитаторы ходят, стучатся в каждый дом, чтобы объяснить, в чем суть программы "Союза правых сил".



Андрей Шарый: Потому что можно посмотреть телевизор.



Борис Немцов: Потому что можно посмотреть телевизор. На Украине необязательно рассматривать варианты, при которых арестовывают твои штабы. Потому что штабы никто не арестовывает. У нас в Красноярске на последних выборах за неделю все штабы были арестованы.



Андрей Шарый: Кажется, что Россия на сей раз удалилась вообще от участия какого бы то ни было в новом розыгрыше политическом украинском. Так ли это? Или это только так кажется?



Борис Немцов: Я считаю, что одно из самых больших поражений и ошибок Путина - это его поддержка Януковича во время "оранжевой" революции. Они в Кремле извлекли определенные уроки. Они сейчас, конечно же, ведут себя гораздо осторожнее и умнее, чем они себя вели в 2004 году. В Украине нет в чистом виде пророссийских сил. Если кто-то наивно полагает, что Янукович пророссийская сила, то он глубоко заблуждается. Украинский крупный бизнес никогда не захочет конкуренции с российским. В этом смысле какое-то слияние с Россией для восточноукраинских бизнесменов невозможная история. Как вы думаете, Ринат Ахметов захочет, будучи самым богатым человеком Украины, чтобы туда приехал Прохоров, Потанин, Вексельберг, Фридман? Поэтому Восточная Украина поддержала план интеграции Украины с Евросоюзом.


В программе Януковича четко написано, что цель Украины - вступление в Евросоюз. Отличие от западенцев и от Киева только в том, что, пытаясь войти в Евросоюз, они хотят сохранить добрые отношения с Россией. А западенцам, в общем-то, эти добрые отношения не нужны. Вот собственно и все. Сказать, что у них там вот так на разрыв, что одни хотят в Россию, а другие - не хотят, там таких нет. Путин знает, что у Януковича американские политтехнологи работают в команде. Путин знает, что за Януковичем стоит украинский бизнес, который не заинтересован усилением конкуренции с российским. Путин поэтому не такой наивный, чтобы думать, что, помогая Януковичу, он сближает тот момент, когда Украина сольется в экстазе с Россией.



XS
SM
MD
LG