Ссылки для упрощенного доступа

Красная книга Литвы. Чем длиннее список, тем сохраннее природа


Белая водяная лилия (Nymphaea alba) внесена в этом году в Красную книгу Литвы
Белая водяная лилия (Nymphaea alba) внесена в этом году в Красную книгу Литвы

В Литве подготовлена третья по счету Красная книга, в которую занесен о более 700 видов редких растений и животных. По мнению составителей, за последние 15 лет состояние литовской природы , в общем , улучшилось, а некоторые утраченные виды удалось даже восстановить.


Новая Красная книга Литвы выглядит толще прежних изданий, но это не означает, что исчезающих растений и животных здесь стало больше — напротив, литовская природа скорее не потеряла, а приобрела. Просто международная классификация теперь ведется строже. За последние годы в литовских лесах окончательно прижились зубры, в Куршском заливе вновь появилась когда-то бывшая промысловой, а потом исчезнувшая рыба пузанок, а в Балтийском море — таймень.


Рассказывает биолог Селемонас Палтанавичюс: «В природе многие виды животных, особенно птиц, существуют примерно по 2 миллиона лет — потом они или исчезают, или от них отделяются уже новые. С 60-х годов прошлого столетия во всем мире пошло такое движение — как помочь тем видам, которые на грани уничтожения. Вот тогда и родилась международная Красная книга. Наша книга сегодняшняя — толстая, в ней 767 видов, и животные, и растения, и грибы. Много внимания, денег выделяется на приведение в порядок мест нахождения животных.


После выхода Красной книги мы получаем не сотни, а тысячи интересных писем со всей Литвы — люди сообщают, каких редких птиц , где видели, в каких местах должны их особенно охранять. На то книга и Красная, чтобы все внимание обратили».


Как и везде на постсоветском пространстве, общему улучшению экологической обстановки в Литве, очищению вод рек и озер содействовало закрытие в начале 90-х годов крупных промышленных предприятий и сельских коллективных хозяйств. Но после временной передышки природа получила новый тяжелый удар — всеобщую автомобилизацию и массовое загрязнение бытовыми отходами общества потребления, переработка которых, хоть и активно налаживается, но пока значительно отстает от уровня западноевропейских стран.


Биолог Палтанавичюс говорит о животных и растениях Литвы, впервые внесенных в Красную книгу: «Это наша белая водяная лилия, которую, как не было бы жалко, многие рвут — от непонимания или оттого, что не боятся, что будут наказаны. В Красную книгу впервые включена большая белая цапля. Рысь — 30 лет назад было до 200 зверей, сейчас — от 30 до 40 по всей республике. С другой стороны 23 вида восстановлено их количество. Все знают лосося — это красная рыба, но она уже не будет объектом Красной книги. Хорошо у нас живется серому журавлю, гнездится около 1200 пар».


В Красную книгу занесен и заяц-беляк из-за того, что он предпочитает жить севернее, и из-за расплодившихся лис. Вот уж кому точно не грозит попасть в число редких животных в Литве! Лисий мех вышел из моды, и охотники оставили животное в покое. За что поплатились зайцы.


Деятельность человека и его прихоти остаются главным регулятором размеров популяций диких животных. Это регулирование — исключительно тонкое дело. Отстреливать зверей — плохо, но бывает, что не отстреливать — ещё хуже. Пример: в 60-е годы советские экспериментаторы завезли на Куршскую косу с Дальнего Востока енотовидную собаку. Животное размножилось настолько, что сейчас приносит ощутимый вред местной природе. Водятся в Литве и волки, в отдельные зимы причиняющие фермерам немало беспокойства.


А вот медведей собственных уже нет, бывают лишь приходящие. За появлением одного такого гостя — он был огромных размеров — однажды с трепетом следила вся республика. Медведя, забредшего из Белоруссии и целеустремленно двигавшегося на север, заметили сельские жители. И с того момента журналисты чуть ли не ежечасно сообщали всем о маршруте «нарушителя границы Европейского союза». Очевидцы звонили и докладывали, в каких лесах его видели. За передвижением зверя взрослые и дети следили с затаенной тревогой — чтобы не вышел на шоссе, по которым днем и ночью мчатся тяжелые грузовики. Раньше человек боялся медведя, теперь боится за него. А медведь прошел Литву, потом миновал Латвию. Последнее же сообщение поступило из Эстонии, где он все-таки погиб под колесами автомобиля.


В Литве, нынешний президент которой Валдас Адамкус — профессиональный эколог, для предотвращения гибели животных в последние годы с помощью Европейского С оюза было установлено немало специальных ограждений вдоль автомагистралей. Сетчатый забор заставляет лосей, косуль, кабанов, лис, ежей, лягушек и другую живность пересекать трассу по безопасным подземным переходам. Например, на скоростной дороге Вильнюс-Каунас, где раньше при столкновениях автомашин со зверями гибли не только животные, но и люди, теперь такие случаи стали большой редкостью.


XS
SM
MD
LG