Ссылки для упрощенного доступа

Пятеро российских легкоатлеток отстранены от участия в Олимпиаде


Спектрометрическая лаборатория Антидопингового центра в Москве. 2006

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие бывший руководитель Российского антидопингового комитета Николай Дурманов.

Андрей Шарый: Международная ассоциация легкой атлетики объявила об отстранении от всех соревнований – в том числе и стартах Олимпиады – пятерых российских спортсменок из-за несовпадения их допинг-проб, взятых в 20007 году, с анализами их же ДНК. Анализ ДНК – новый и, как утверждают эксперты, совершенный метод тестирования спортсменов, который пока применяется не всегда и очень выборочно. Одна из версий случившегося – допинг-пробы легкоатлеток были подменены, теоретически – чтобы скрыть случаи применения ими запрещенных препаратов. Пресс-служба Олимпийского комитета России пока не дает комментариев, во Всероссийской федерации легкой атлетики признают, что о существовании проблемы было известно давно, однако запретительное письмо из Международной ассоциации получено только сейчас, накануне Олимпиады. Известный российский эксперт по борьбе с допингом, бывший руководитель Российского антидопингового комитета Николай Дурманов, анализируя случившееся, указывает, что эта ситуация – банальная для сегодняшнего большого спорта.

Николай Дурманов: Сказать, что они пользовались допингом нельзя, потому что в их пробах - ни в нынешних, ни в прошлых - допинга обнаружено не было. Но сомнения вызывают пробы, которые им приписываются, которые им, судя по результатам ДНК анализа, не принадлежат. Есть подозрение, что была фальсификация или подмена проб.

Андрей Шарый: Спортсменки сами могли подменить пробы.

Николай Дурманов: Это самый сложный вопрос всей этой истории, потому что речь идет о допинг-пробах, которые собирались по заказу Международной федерации легкой атлетики и силами Международного агентства, которое занимается такого рода работой. Если бы все было на уровне одной страны, тогда можно было бы говорить о локальной национальной коррупции. Здесь что-то посерьезнее.

Андрей Шарый: А что это может быть, вы можете предположить?

Николай Дурманов: По долгу службы я не оперирую категориями предположений, ощущений, впечатлений, но могу сказать одно, что ДНК-технология - это достаточно редкий гость в антидопинговом контроле. Но я думаю, что после этой истории во многих антидопинговых службах во многих странах обратят внимание на эти технологии, которые позволят с большей надежностью определять, кому же на самом деле принадлежат проверяемые пробы.

Андрей Шарый: Почему вся эта история всплыла только сейчас? Ведь пробы были взяты одни в апреле-мае, а другие - в августе прошлого года.

Николай Дурманов: Вы знаете, для меня, как человека, который немножко знаком с этой тематикой, в общем, достаточно серьезно с ДНК-технологиями, более или менее ясно с процедурами сбора допинга. Примерно предполагаю, какого рода манипуляции можно в таких случаях сделать, что является наиболее популярным способом жульничества. Но на один вопрос у меня нет ответа, даже никакой идеи ответа нет. Почему сейчас, почему ни феврале, ни в марте, ни в апреле, когда все это решалось бы в рутинном порядке? На самом деле, дисквалификация ведущих легкоатлетов - не очень большая новость в мировом спорте. Посмотрите, что делают американцы, китайцы, что происходит с велосипедом в Италии. Но вот такой драматизм за неделю до Олимпиады - это действительно штука, которая вызывает много вопросов.

Андрей Шарый: Некоторые эксперты говорят о том, что исследовать на предмет ДНК женскую пробу легче, чем мужскую. Как-то связывают с этой физиологической особенностью всю эту историю. Видимо, к тому, что не могли подстроить или как-то подменить пробы что ли спортсмен мужчин.

Николай Дурманов: Это чисто технический момент, связанный с тем, что в допинг-пробах мужчин просто мало клеток, из которых, собственно, ДНК выделяется. А особенности женской физиологии таковы, что из допинг-проб женщин ДНК выделить легче.

Андрей Шарый: Насколько известно, российские спортивные чиновники были в курсе этой истории. Они знали о том, что эта проблема существует. Однако, поскольку не получили от Международной федерации никаких запретительных документов, то и не волновались. Это верная позиция федерации, как вы считаете? Может быть, они могли как-то по-другому себя повести, чтобы избежать этого кризиса накануне Олимпийских Игр?

Николай Дурманов: Понимаете, когда речь идет об отборе спортсмена на олимпийские старты, особенно о группе спортсменок, которые являются безусловными фаворитами мирового легкоатлетического сезона, нельзя их отстранять от стартов или от отборов только на основании каких-то непонятных слухов, тем более противоречащих друг другу. А официальная бумага поступила всего лишь день назад.

Андрей Шарый: Вопрос о наличии коррупции в Международной легкоатлетической федерации - это возможно?

Николай Дурманов: Не думаю, что я тот самый человек, который может исчерпывающим образом на это дело ответить. Но это маловероятно.

Андрей Шарый: А вам понятно тогда, что произошло?

Николай Дурманов: Да, более или менее понятно. При этом, кроме логической понятности, есть еще и юридические моменты, которые не позволяют вовсю апеллировать собственным мнением или собственными сценариями.

Андрей Шарый: Можно уже теперь сказать, что эти спортсменки точно не поедут на Олимпиаду, и уже обратного хода здесь не будет, то есть никто этим пятерым девушкам не разрешит участвовать в стартах?

Николай Дурманов: Эти спортсмены не едут. Уже подбираются люди, которые вместо них будут выступать от имени России на Олимпийских играх. Немножко бы поспорил со словом "скандал". Я думаю, что такого рода истории так часто случаются и в стольких многих странах и во многих видах спорта, что слово "скандал" можно заменить чем-нибудь помягче. Потому что это уже не вызывает такого бешенного резонанса и всплеска эмоций, как это было раньше. Понятно, что российским болельщикам от этого не легче, потому что наши спортсмены нам ближе к сердцу, мы за них болеем. Но справедливости ради надо сказать, что параллельно похожие истории случаются во многих других странах.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG