Ссылки для упрощенного доступа

"Бог есть, и это женщина". Певица Polsha – о своей философии


Polsha на одном из своих концертов. Фото из личного архива певицы
Polsha на одном из своих концертов. Фото из личного архива певицы

"Искусство очень долго было мужским. Слишком много уже сказано мужчинами и осмысленно через мужской взгляд. Мне же хочется сделать что-то именно для женщин", – рассказывает петербургская певица Polsha. В феминистском пространстве "Ребра Евы" состоялась презентация ее нового альбома "Человек". О его концепции и женской оптике в искусстве Polsha рассказала в интервью Радио Свобода.

– Вы позиционируете себя как певица, которая создает "песни про женщин и для женщин". Почему необходима такая приписка?

– Я заранее очерчиваю, как я воспринимаю свою аудиторию. Пытаюсь сразу отсечь все претензии, которые могут возникнуть, например: почему я обращаюсь ко всем в женском роде или везде использую феминитивы. Это, конечно, не значит, что я запрещаю кому-то слушать мою музыку. Мои песни слушать может кто угодно, но я не всем буду уделять внимание в равной степени. В обществе же часто воспринимается в штыки, когда ты очерчиваешь именно женское пространство. Сразу возникают вопросы: а как же общечеловеческие ценности, а ведь нужно учесть всех, а есть же, наверное, и хорошие мужчины. При этом к мужским проектам никто с такими претензиями не приходит.

Polsha готовится к выступлению. Фото из личного архива певицы
Polsha готовится к выступлению. Фото из личного архива певицы
Раньше у меня все песни были написаны от мужского лица

К такому позиционированию Polsha пришла не сразу. "Я пишу с 13 лет. Долгое время я писала непрофессионально, от сердца. Речи про осмысленную концепцию тогда, конечно, не шло, но при этом песни у меня всегда были про женщин или с женскими образами", – рассказывает певица. По ее словам, связано это было в первую очередь с тем, что писала тексты она о том, что ее вдохновляло. Вдохновляющими образами же чаще всего были именно женщины.

Фото певицы Polsha из личного архива
Фото певицы Polsha из личного архива

Более осознанно к женской повестке в своем творчестве певица пришла, когда училась в университете. Тогда феминизм стал все активнее обсуждаться в России, и все больше женщин стали себя таким образом позиционировать. "Сначала было страшно, – вспоминает Polsha. – У меня тогда все песни, несмотря на то что они про женщин, были либо написаны от мужского лица, либо строились на упоминании мужского образа. Что-то вроде ранней [Дианы] Арбениной и [Светланы] Сургановой. Потом произошло осмысление, после которого женская оптика в творчестве для меня стала основным принципом".

Новый альбом "Человек" тоже отлично укладывается в эту женскую концепцию. Идея альбома пришла певице случайно. В тот момент она только записала свой первый альбом "И звуком" на пожертвование, которое ей прислали подписчики: раньше денег на профессиональную запись не было.

Ответ на вопрос о том, в чем смысл жизни, может найти только женщина

"На одном мероприятии, куда я пришла, была женщина. Она всем делала предсказания: подошла ко мне и сказала, что у меня летом выйдет новый альбом. Меня тогда это очень взбесило, потому что я только выпустила первый альбом и ничего больше выпускать пока не планировала. К тому же была уже зима, а у меня совсем не было материала. Но я знала, что предсказания у этой женщины всегда сбываются, поэтому я повоевала с собой неделю и решила, что все-таки буду записывать новый альбом, – вспоминает певица. – А дальше все начало складываться само собой: сначала в моей жизни появились новые знакомства и новые чувства, а потом, весной у меня просто случился поток. Я практически на одном дыхании написала целый альбом".

Первой была написала центральная песня альбома – "Человек". По словам Polsha, название – это отсылка к одноименной поэме Владимира Маяковского, в которой лирический герой ищет смысл жизни и место человека в безбожном мире. Певица решила переосмыслить все эти вопросы с точки зрения женской оптики.

Все должно быть сложным: отношения, люди, искусство

"Посыл песни довольно простой: очень здорово, что все поэты на протяжении нескольких веков пытались найти ответ на вопрос, в чем смысл жизни, как жить и есть ли Бог. Но на самом деле ответ на все эти вопросы может найти только женщина. И да, Бог есть. Но он тоже не мужчина, а женщина, – размышляет Polsha. – Вокруг этой концепции уже строятся все остальные песни. Например, в "Человеке" я пою о богине смерти, поэтому в альбоме у меня есть и песня про смерть. Все остальные песни крутятся вокруг человеческого метания и человеческого спасения. Это такая моя попытка создать новую философию, по которой можно было бы жить".

– Не хотелось в названии центральной песни и альбома в целом использовать феминитив, подчеркнув таким образом вашу идею о главенствующей роли женщины?

– Я люблю феминитивы всей душой и действительно много об этом думала. Но мне очень хочется донести до людей мысль о том, что жизнь сложна и это хорошо. Все должно быть сложным: отношения, люди, искусство. Поэтому мне важно постоянно напоминать: "совы не то, чем кажутся", а этот мой альбом не просто альбом, а альбом-отсылка. Мне было важно, чтобы альбом воспринимался именно через призму поэмы Маяковского, потому что он, конечно, играет и без поэмы, но с ней он играет гораздо глубже. Так что выбор был сделан в пользу того, чтобы отсылка литературная читалась – даже если не всеми, даже если меньшинством. Это было важнее, чем назвать альбом феминитивом. К тому же я создаю музыку для женщин, а женщины в России пока, к сожалению, еще не все феминистки. Не хотелось какую-то часть женской аудитории сразу отталкивать феминитивом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG