"Покупка Warner Bros компанией Netflix – это плохая новость для кино и всех, кто его любит". "Все ненавидят Netflix". "Что нужно знать о сделке Netflix и Warner Bros, которая изменит Голливуд". "Netflix? Paramount? Оба варианта – катастрофа для Warner Bros".
Это только часть заголовков ведущих мировых СМИ, которые описывают развернувшуюся в Голливуде войну за то, кто же всё-таки получит Warner Bros. Discovery: Netflix или Paramount? Пока далеко не очевидно, кто станет новым владельцем.
5 декабря Netflix официально объявил, что покупает Warner Bros. Discovery. Как говорилось в официальном сообщении стримингового гиганта, "Netflix и Warner Bros. Discovery объявляют, что заключили окончательное соглашение, по которому Netflix приобретает Warner Bros., в том числе ее кино- и телестудии, HBO Max и HBO". Сделка оценивается в 82,7 миллиардов долларов.
"Наша миссия всегда заключалась в том, чтобы развлекать мир. Объединив невероятную библиотеку сериалов и фильмов Warner Bros., от нестареющей классики, такой как "Касабланка" и "Гражданин Кейн", до современных фаворитов, таких как "Гарри Поттер" и "Друзья", с нашими знаковыми проектами, такими как "Очень странные дела", "Охотники на демонов в стиле K-pop" и "Игра в кальмара", мы сможем делать это еще лучше. Вместе мы сможем дать зрителям больше того, что они любят, и помочь определить следующее столетие повествования", – Netflix цитирует в официальном объявлении о сделке своего исполнительного директора Теда Сарандоса.
В тот же день агентство Reuters отметило, что "эта сделка передаст контроль над одним из самых ценных и старейших активов Голливуда пионеру стриминговых сервисов".
Сделка может стать проблемой
Возможную сделку Netflix и Warner Bros. Discovery несколько раз прокомментировал президент США Дональд Трамп. Сначала об этом его спросили перед церемонией вручения премии Центра Кеннеди. Глава Белого дома ответил, что он "будет участвовать в принятии этого решения", а также подчеркнул, что эта сделка "может стать проблемой". Причина: в руках объединённых Netflix и Warner Bros окажется слишком большая доля рынка, что может нарушить антимонопольное законодательство. А буквально на следующий день Трамп добавил: "Знаете, я просто привык поступать правильно. Поэтому очень важно поступать правильно".
Но даже без вмешательства Трампа сделка Netflix и Warner Bros. Discovery, скорее всего, столкнется, как подчёркивает Reuters, "с жесткой антимонопольной проверкой в Европе и США, поскольку по её итогу крупнейший в мире стриминговый сервис получит в собственность своего конкурента – владельца HBO Max".
О том, что Warner Bros. Discovery выставлен на продажу, стало известно в конце октября. Однако Netflix – отнюдь не единственный возможный покупатель, даже несмотря на то, что стриминг уже официально объявил о сделке. Своё контрпредложение сделала компания Paramount Skydance на сумму 108 миллиардов долларов, "объединившись с суверенными фондами Ближнего Востока и зятем Дональда Трампа Джаредом Кушнером, чтобы сорвать согласованную сделку с Netflix", – пишет Financial Times. Warner Bros. Discovery ответила, что её совет директоров "тщательно изучит и рассмотрит предложение Paramount Skydance", но добавила, что "не меняет свою рекомендацию в отношении соглашения с Netflix". FT добавляет, что акционеры WBD должны проголосовать по предложению Paramount до 8 января, но этот срок может быть продлён.
"Warner Brothers – это одна главных студий Голливуда с огромной библиотекой классического кино, со множеством франшиз. Это такой iconic brand (культовый бренд), который все знают, – объясняет в разговоре с Радио Свобода кинопродюсер Сэм Клебанов. – Да, эти студии-мейджоры периодически переходят из рук в руки, но все равно это такой важный, престижный, может быть, не всегда прибыльный, а иногда даже очень убыточный бизнес, который, помимо денег, генерирует статусы. И теперь Netflix пытается получить Warner Brothers. А это компания с другим ДНК, это не студия".
Главная задача Netflix – удержать людей в числе своих подписчиков
По словам Клебанова, главный страх, который в киноиндустрии вызывает возможное поглощение Netflix студии Warner Brothers, кроется в том, что никто не знает, что последует за сделкой, и как будет выглядеть структура, производство и показы кино, когда одна из таких классических студий войдёт в сферу деятельности Netflix. "Netflix и Warner Brothers работают по принципиально разным моделям. Студии каждый фильм производят как индивидуальный продукт. Он выпускается в кино и должен собрать зрителей. Релиз сопровождается большой рекламой. Выход фильма должен окупить рекламу, должен окупить производство. У Netflix принципиально другая задача, – подчёркивает Клебанов. – Их главная задача – удержать людей в числе своих подписчиков и зарабатывать новых. А это происходит благодаря тому, что они будут клепать больше средненьких сериалов или периодически выпускать какой-то большой фильм".
К тому же у Netflix и НВО Max разные подходы к производству контента. "Если вас с вашим проектом завернули на одной платформе, то вы можете пойти к другому стримеру, – отмечает Клебанов. – Сейчас никто не знает, сохранит ли Netflix в случае покупки НВО Max или сольёт всё в один стриминг. А если будет их разводить, то по какому принципу? Возможно, что у двух стримингов будет один центр принятия решений и одно креативное руководство. Это, конечно, индустрию не радует, потому что возможностей выбора может стать меньше".
Выход фильма в кинотеатре и на стриминговой платформе – это две разные модели
Клебанов согласен с теми представителями Голливуда, кто говорит, что покупка Netflix угрожает в первую очередь кинотеатрам. По его словам, выход фильма в кинотеатре и на стриминговой платформе – это две разные модели. И Netflix, добавляет кинопродюсер, уже обещает, что, хотя компания собирается продолжить выпускать фильмы в кино, но сделает consumer-friendly модель окон. "Что такое окно в прокате? Это значит, что у каждого вида распространения фильма есть свой отрезок времени, когда он используется. Сначала фильм выходит в прокат в кинотеатрах. Потом, как правило, поступает на платформы, где его смотрят за деньги за каждый показ. И только после этого фильм оказывается на платформе, где его смотрят уже по подписке. А те фильмы, что продюсирует Netflix, оказываются на его стриминговой платформе буквально через пару недель. И, конечно, кинотеатры от этого страдают", – объясняет Клебанов. Он добавляет, что если страдают кинотеатры, то страдают и независимые прокатчики. "Да, Warner Bros. – это всего лишь одна студия, но если выкинуть даже одного игрока из десятка крупных, то все равно это будет болезненный удар для кинотеатров".
А вот экономический обозреватель Радио Свобода Максим Блант в возможной покупке Netflix одной из студий Голливуда не видит ничего плохого. По его оценке, возможная сделка не создаёт никакой угрозы авторскому кино. "Оно никуда не денется. Будут и дальше снимать высокоинтеллектуальные фильмы, и экспериментировать, и двигать вперёд искусство. Кинематограф давно разделился на коммерческую составляющую и, собственно, тех, кто двигает искусство. При этом периодически те, кто двигает искусство, переходят в коммерческую нишу, начиная её трансформировать, приводить к стандартам, которые они сами и задали. В этом плане одна большая кинокомпания будет на мировом рынке конкурировать с европейским, японским, индийским, китайским, корейским кино", – считает Блант.
Кинотеатры останутся, просто станут нишевыми
Блант считает, что перемены в модели кинопроката неизбежны. "Люди перестали читать бумажные газеты. И ничего: они продолжают выходить. Сейчас книжная индустрия понемногу умирает. Так действует прогресс. Вот и кинотеатры останутся, просто станут нишевыми. С точки зрения потребителей, если тебе удобно смотреть в смартфоне кино, зачем ждать, пока фильм пройдёт по всем кинотеатрам? Я просто хочу посмотреть на ноутбуке новую серию сериала, которую ждал полгода. Я не хочу в кинотеатр – я хочу купить в ближайшем супермаркете попкорн, сесть и спокойно посмотреть. С женой и детьми. И не платить за дорогой билет в кинотеатр. И у меня должен быть этот выбор", – уверен Блант.