Ссылки для упрощенного доступа

"Приходил прокурор, провел урок". Школьники в Беларуси вернулись в СССР


Белорусские пионеры в Минске. Май 2019 года
Белорусские пионеры в Минске. Май 2019 года

"Белорусский Хельсинкский комитет" подготовил доклад, в котором рассказывает об "уроках патриотического воспитания" в Беларуси, постоянных мероприятиях в школах, посвященных военной тематике, а также о том, что школьников принуждают участвовать в митингах и патриотических акциях, направленных на поддержку политики руководства страны.

Все это, в том числе, нарушает права ребенка, так как любое выражение своего мнения и свободы мысли пресекается, а подростков, выражающих протест против действующей власти, заставляют сниматься в покаянных видео, подчеркивается в документе.

Отвечая на вопросы авторов доклада, один из школьников рассказал, что его обвинили в "неуважении к государству", когда он уронил в школе книгу о Республике Беларусь.

Беларусь спустя 2 года
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:27:30 0:00
Скачать медиафайл

Флешмобы и патриотические мероприятия в Беларуси часто организовываются в ущерб образовательному процессу и в учебное время, говорится в докладе. Они являются обязательными, поскольку в закон об образовании внесены поправки. В некоторых школах заставляют носить пионерские галстуки под угрозой "неуда" по поведению. В одном случае респонденты упомянули о ежемесячных экскурсиях в Академию МВД.

Учеников старших классов принуждают вступить в БРСМ ("Белорусский Республиканский Союз молодежи", который организовывает провластные мероприятия. – Прим. РС). Обязательное участие поощряется отметкой, как правило, по истории или обществоведению.

Поправка в конституцию страны о патриотизме была введена тоже не просто так. Теперь прослушивание гимна во время торжественных линеек и поднятие красно-зеленого флага является обязательным.

Еще в прошлом году с 1 сентября в школах Беларуси была введена должность руководителя военно-патриотического воспитания. Для этого специально ввели свыше двух тысяч зарплатных ставок.

С началом российского военного вторжения в Украину движение в сторону военно-патриотического воспитания усилилось еще больше. 4 мая Александр Лукашенко подписал указ о развитии военно-патриотических клубов.

1 сентября в одной из школ Минска. 2021 год
1 сентября в одной из школ Минска. 2021 год

37,7 процента опрошенных белорусских школьников ответили, что учителя рассказывали им на уроках, как "правильно" относиться к российскому вторжению в Украину. Также среди ответов: "приходил прокурор и проводил урок", "приезжали представители администрации, говорили о том, что будет, если дети не пойдут на провластный митинг, упоминали смертную казнь".

Регулярно проводят школьные беседы и представители православной церкви с ключевым посылом, что сопротивление государственной власти – грех.

Накануне 1 сентября во всех школах проводилось родительское собрание, на котором также говорилось об обязательном участии детей в субботниках и мероприятиях по общественному труду. Имеется в виду уборка классов и дежурство в столовой, сезонные уборочные работы. Детей также знакомят с системой уголовного правосудия через школьные экскурсии в исправительные учреждения.

Павел Барковский, педагог, один из первых преподавателей, уволившийся в сентябре 2020 года из Белорусского государственного университета, где с 2009 года был доцентом кафедры философии культуры на факультете философии и социальных наук, считает ситуацию в сфере образования катастрофической:

Взят курс на идеологизацию образования. Сейчас она становится даже больше заидеологизированной, чем в позднесоветские времена

– К сожалению, в этом году впервые 1 сентября у меня очень пессимистичное ощущение того, что происходит в Беларуси. В первую очередь со школьным образованием. Дети, конечно, идут в классы, и для них это праздник, но мы понимаем, что ситуация ухудшается на наших глазах. Только за последние месяцы просто вал новостей, которые демонстрируют, что в еще большей степени взят курс на идеологизацию образования. Сейчас она становится даже больше заидеологизированной, чем в позднесоветские времена. Все больше упор делается на военно-патриотическое воспитание, на те предметы, которые не являются содержательными, а отвечают за идеологическую накачку учащихся.

– С чем это связано? Есть ли у вас ощущение, что Лукашенко копирует Путина (или наоборот), и в чем проявляется эта унификация образовательного пространства России и Беларуси?

Мы идем к брежневским или андроповским временам, когда любые проявления самостоятельности не прощались

– На самом деле неясно, кто кого копирует. В данном случае обе диктатуры меняются достижениями в деле подавления гражданских свобод и инициатив. В любом случае понятно, что этот тренд был выбран властью не случайно. Она поняла, что, несмотря на присутствие и раньше идеологии в белорусских школах, она проиграла битву за умы. Молодое поколение в массе своей не поддерживает курс власти либо достаточно индифферентно относится к так называемой государственной повестке. И, пытаясь повернуть время вспять, они вспоминают идеологические практики СССР, воскрешают систему идеологической заточки, которая была тогда. Вопрос в том, есть ли у них на это время и насколько это будет эффективно в сложившихся обстоятельствах?

Насчет унификации – это, скорее, тенденция, которая угрожает белорусскому образовательному пространству в большей степени, чем России. В-первых, мы видим тенденцию к выхолащиванию национального компонента из образовательных программ. Обращаю внимание на то, что у первоклассника на один урок белорусского языка и литературы приходится два-три урока русского языка и литературы. Такой показатель был и в советские времена. Программы по истории в очередной раз пересматриваются в сторону унификации с тем видением истории, которое соответствует российскому взгляду на нее. Внедряются общие курсы образовательных программ, те же курсы робототехники, которые теперь должны быть одинаковые в обеих странах. И я думаю, что этим дело не ограничится. Такие же стандарты начинают вырабатываться в сфере высшего образования. То есть очевидно, что белорусское пространство готовят к слиянию с российским. Это базово ударяет по общей независимости Беларуси.

Очевидно, что белорусское пространство готовят к слиянию с российским

– Вы сказали, что эта система сейчас идеологизирована даже больше, чем в позднесоветское время. По каким критериям вы сравниваете?

– Я сужу на основании собственного восприятия ситуации тогда и сейчас. Позднесоветская ситуация отличалась от более раннего периода тем, что инструменты контроля начали ослабляться, во времена перестройки было больше свободы. Сейчас мы идем к брежневским или андроповским временам, когда любые проявления самостоятельности и инициативы не прощались, когда тоже был акцент на милитаризацию образования, возвращение военруков в белорусские школы, а также героизация событий Великой Отечественной войны, как ее тут у нас называют в апологетическом ключе.

Можно сказать, что во всех случаях это – возвращение к идеологической прокачке. Плюс к этому, делается то, чего даже в советские времена не было, например, контрольно-пропускные пункты во всех школах, где ученики должны заходить в свои классы через турникеты. Такого даже в СССР не было, притом что контроль там был на уровне. То есть власть готова идти даже дальше по сравнению с советскими образцами и внедрять еще большие формы контроля за личным пространством, их времяпрепровождением в школе и дома. Тотальное общество контроля с малых лет. А тут еще подключается эта тема белорусского народа, которую власть раскачивает в последний год, – говорит Павел Барковский.

В курс школьной истории действительно добавили информацию о законе "О геноциде белорусского народа" (принят в 2022 году) и о "преступлениях польских, украинских, литовских и латышских националистов против мирного населения Беларуси". После этого немедленно Генпрокуратура возбудила уголовное дело против группы неустановленных лиц, которые распространили информацию об отрицании геноцида белорусского народа на интернет-ресурсах "Зеркало" и "Флагшток".

Историк Александр Фридман напоминает о скандале в Израиле, когда посол Беларуси Евгений Воробьев позволил себе сравнить критика принятой законодательной инициативы израильского историка Леонида Смиловицкого с нацистскими пропагандистами.

В 2021 году Александр Лукашенко выступил на церемонии возложения венков в мемориальном комплексе "Курган Славы" под Минском и заявил о холокосте белорусского народа в годы нацистской оккупации. Он заявил, что "евреи смогли доказать свой Холокост, и сегодня весь мир даже боится в них пальцем показать". МИД Израиля, который обычно воздерживается от критики режима Лукашенко, назвал это его высказывание неприемлемым, но последний на этом не остановился. Правительство Лукашенко намерено добиваться признания геноцида белорусского народа на международном уровне. Это прямая отсылка к кампании за международное признание геноцида армян в Османской империи. При этом Беларусь, которая, скорее всего, потребует компенсации у Германии, геноцид армян не признала и признавать не планирует, дабы не навредить своим тесным отношениям с Азербайджаном и Турцией.

Первоклассники показывают книгу об Александре Лукашенко на одном из первых уроков в школе
Первоклассники показывают книгу об Александре Лукашенко на одном из первых уроков в школе

– Может ли пропаганда воздействовать на школьников, если она не исходит от уважаемых ими учителей? Многие полагают, что все эти уроки патриотического воспитания будут иметь строго противоположный эффект. Как вы думаете?

– Что касается учеников старших классов, никакого эффекта это не даст, но если начинать работать с детьми с первых классов, когда они еще достаточно восприимчивы ко мнению взрослых и не имеют такой четкой системы оценки их авторитета (учитель в глазах ребенка всегда будет иметь вес), – это другое. Когда это внедряется каждый день, дети начинают адаптироваться. Как это происходило в позднесоветские времена? Все были пионерами, но разделяли эти идеалы малое число подростков. Либо мы столкнемся с зомбированием общества, как, мы видим, происходит сейчас в России. То есть нельзя эту угрозу списывать как совершенно беспочвенную. Она есть, вопрос лишь в том, как долго пропагандистам дадут работать с сознанием несовершеннолетних детей, – говорит Павел Барковский.

1 сентября 2022 года в белорусские школы пошли более миллиона школьников. С этого года у детей будет строгая школьная форма, уроки духовности и обязательные уроки военно-патриотического воспитания. В этот же день во всех школах состоялся обязательный четырехчасовой видеурок с президентом, где Александр Лукашенко изложил свое видение истории. Сам урок проходил во Дворце Независимости, и его слушали отфильтрованные, идеологически выдержанные студенты. Один из участников открытого урока на четвертом часу написал на листке бумаги слово "Спасите", что попало на камеру прямой трансляции. Выступавший в это время ученик как раз говорил о том, что он часто сидит в различных исторических сообществах, на что Александр Лукашенко прервал его и сказал: "Не говори "сижу", это плохое слово". Еще один участник, кадет Витебского училища Захар Овчинников выступил по-белорусски и ответил на вопросы Лукашенко о Второй мировой войне и СССР.

Тот самый момент со словом "Спасите", написанном во время встречи студентов с Александром Лукашенко. 1 сентября 2022 года
Тот самый момент со словом "Спасите", написанном во время встречи студентов с Александром Лукашенко. 1 сентября 2022 года

На линейках в школах в других городах Беларуси также были разного рода инциденты. К примеру, в Новополоцке на школьной линейке в гимназии №1 во время выступления подростков в военной форме ученица показала жест "мир", ее задержали и вывели с линейки.

Это поведение белорусских учащихся отметила и кандидат в президенты Беларуси в 2020 году Светлана Тихановская: "Сегодня мне, как и многим белорусам, подняли настроение герои этого дня – школьники и студенты. Мы говорим, что вы – дети, но порой вы более взрослые и ответственные, чем мы. Вы – дети, которые умеют отличать ложь от правды. Вы не боитесь задавать смелые вопросы и смеяться с глупости. В этом вы свободнее тех, кто согнал детей на пропагандистскую лекцию под названием "урок истории". Я никогда бы не стала смотреть даже отрывки с подобного мероприятия, но глянула пару минут – ради вас. Потому что всегда радостно смотреть на таких молодых людей, которые знают свою историю и свой язык лучше тех, кто составляет идеологические методички. Вас уже не превратить в серую аморфную массу, которая будет рассылать сообщения "Завтра пять человек из отдела идут на хоккей", или покорно соглашаться с такими приказами. За вами – будущее, и за это будущее я не боюсь", – написала белорусский политический деятель Светлана Тихановская.

Светлана Тихановская
Светлана Тихановская

Философ Павел Барковский считает, что речь идет о срезе сегодняшнего дня, а введение патриотического воспитания может изменить ситуацию: "Старшие ученики очевидно демонстрируют, что власть не владеет умами этого молодого поколения, либо может себе это позволить лишь частично. Там довольно много людей, которые продолжают самостоятельно мыслить, не боятся задавать жесткие вопросы политикам и настаивать на том, что у них свое видение бывшей и современной истории Беларуси. Это вселяет осторожный оптимизм. Однако как оно будет через пару лет, если ситуация кардинально не изменится? На самом деле вся система образования – это не только знания языков, математики, физики, а еще и важный воспитательный институт. Государство пытается подменить это патриотизмом, простой верностью государственному курсу, каков бы он ни был. В действительности одна из очень важных функций школы – это воспитание граждан, людей, которые должны уметь свободно мыслить, критически относиться к действительности, выбирать наиболее разумные варианты поведения и отстаивать свои основные человеческие и гражданские права. Право на справедливые условия жизни, труда, социально-политическую ситуацию. В европейских странах это все является базовой нормой. Там предполагается, что все эти компетенции ответственного гражданина, который понимает свои права и возможности и учится их реализовать еще со школьной скамьи, – это базовая и нужная обществу функция. В Беларуси же, естественно, власть не заинтересована в развитии таких компетенций и всячески эту тему от граждан скрывает. Она больше заинтересована в том, чтобы воспитывать просто послушных и исполнительных работников, а не свободомыслящих, отстаивающих свои позиции людей".

– Что вы думаете по поводу создания альтернативных образовательных платформ, как, например, онлайн-школа для белорусов, как оставшихся в стране, так и уехавших, о которой вы писали?

– Это важная инициатива, такие должны появляться. В любом случае, должна быть альтернатива государственным образовательным учреждениям. Чаще всего это онлайн-платформы, которые не заменяют базовое образование, а дополняют его. Например, такая школа в Варшаве, которая скорее существует в формате еженедельных консультаций, создана для того, чтобы дети не теряли белорусскую составляющую образования. Из программы выбрасываются идеологические набросы, вставляется интересная и важная информация, которой нет в учебниках. Таким образом, дети не теряют в знании программы и при желании могут с легкостью вернуться в белорусские школы, сдав экзамены экстерном за пропущенный год. Туда записываются и дети из Беларуси, которым, как считают родители, недодадут в белорусских школах. В свете сегодняшних тенденций число таких проектов придется расширять и умножать, – говорит белорусский педагог и философ Павел Барковский.

Понимая особенности белорусской системы школьного образования, телеграм-канал "Честные люди" запустил рубрику #родителиобъясняют, в которой приглашает родителей поговорить с детьми на важные темы: про политику, политзаключенных, пропаганду и события 2020 года в Беларуси, когда состоялись массовые протесты против официальных результатов президентских выборов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG