Ссылки для упрощенного доступа

Современная волшебница


Кассандра Уилсон
Кассандра Уилсон

Кассандра Уилсон – дочь Дельты.

Ее отец, Хэрмэн Фаулз был гитаристом, трубачом и контрабасистом. В его жилах текла западноафриканская, валлийская и восточно-европейская кровь, но Кассандра – типичная дочь Дельты. Джазовый критик Гари Гиддинс писал про нее, что, цитирую, «она одарена уникальным тембром и вокальной атакой, расширяющей привычный диапазон звучания».


Меня всегда потрясал этот самый тембр, в котором «кошачесть» Сары Вон или Эллы Фитцджеральд была бы просто невозможна. И не случайно: Кассандра Уилсон развивалась скорее под влиянием таких певиц, как Эбби Линкольн и Бетти Картер.

Вот вы и опять в клубе «Времени Джаза». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Cassandra Wilson - Blue Skies

«Blue Skies», «Синие Небеса» Ирвинга Берлина. Первый диск стандартов, записанный Кассандрой Уилсон для «JMT» в 88 году. Певице аккомпанировали: Малгрю Миллер – рояль; Лонни Плаксико – контрабас и Терри Лайн Каррингтон – ударные.
Прежде, чем обратиться к впечатляющей биографии нашей Кассандры послушаем, КАК это было раньше:

Ella Fitzgerald - Blue Skies

Всё те же «Синие Небеса» - (Раз ты влюблена – это навсегда! Небо всегда будет синим!), но на этот раз запись сделана на 30 лет раньше. Вокал Эллы Фитцджеральд, оркестр Пола Уестона.
А если откатиться еще на 10 лет назад в 1948 год? В июнь 1848 года, в Филадельфию? В клуб «Ciro’s»?

Louis Armstrong - Blue Skies

Велма Мидлтон, солистка комбо Луи Армстронга в клубе «Ciro’s» в Фили 4 июня 1948 года. Сатчмо – лидер и труба; Барни Бигард – кларнет; Джак Тигарден – тромбон; Эрл Хайнз – рояль; Орвел Шо – контрабас и Коузи Коул – ударные.
Так что же она творит современная волшебница? Не поет, а бормочет, наговаривает, спеша, шедевр Айзика Байлина, Ирвинга Берлина, в тайном заговоре с ритм-секцией? Скажем честно, ее наговор-заговор возможен лишь потому, что «Blue Skies» у американской аудитории в крови. Это такое «Полюшко-поле», которое никуда не денется, останется навсегда в Средней полосе, как ты его не варьируй и не склоняй.
Кассандра Уилсон – редкий пример чистого постмодернизма в современной американской музыке, стройная фигурка, попирающая босой ногой бесчисленные напластования блюза, фанка, джаза, фьюжн, кантри, фолка и прочих коктейльных ингредиентов.

В компании друзей или в полном одиночестве вы слушаете очередное еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш неизменный ДС.

Cassandra Wilson - Lay Lady Lay

«Lay Lady Lay», «Приляг, леди, ляг поперек моей большой бронзовой постели; какие бы мысли не были у тебя на уме, я покажу их тебе и они будут сиять… Останься, леди, останься со мной, не спеши. Стоит ли ждать так долго того, кого ты любишь».
Песня Роберта Алена Зиммермана, он же Боб Дилан, звезда рока, кантри, рокабилли и поп-мьюзик. Борец за права, пацифист, лидер движений, хиппи, владелец мотобайка «Триумф Тайгер 100», на котором он разбился в 1966 году, но выжил…
«Если жизнь моя шла до этой аварии по восходящей, - вспоминал Боб, взявший фамилию Дилан у валлийского поэта Дилана Томаса, - «Тайгер 100» вывел меня на дорогу, ведущую под откос».
Боб Дилан в интерпретации нашей героини Кассандра W.
Брендон Росс – гитара; Реджиналд Вил – контрабас; Кэлвин Джонс – второй акустический контрабас; Джефри Хайнс – перкашн. Декабрь 2002 года; дом звукозаписи «Blue Note», си-ди «Glamoured», «Очарованная».
Ну, а теперь от перекрестных ритмов и многоплановой перкуссии, столь любимой певицей, к ней самой.
Кассандра родилась 4 декабря 1955 года в самом сердце американского блюза, в городке Джексон, штат Миссисипи. Ее отец, джазовый гитарист и контрабасист Хермэн Фаулкес, преподавал музыку в местном колледже. Кассандра выросла под музыку Монка, Эллингтона, под песни Эллы Фитцджеральд. Но если ее отец был джазфаном, её мать предпочитала «соул».
С шести лет и до тринадцати Кассандра училась науке черно-белых клавиш. Отец ее хотел, чтобы она стала концертной пианисткой. Подростком (отец отказался ее учить) Кассандра сама научилась играть на гитаре по самоучителю Мела Бея.

Она так же играла на кларнете в школьном оркестре и на парадах. В двадцать лет Кассандра Уилсон уже была профессиональной певицей-гитаристкой. В эти же годы она начала и сама сочинять песни. Что не менее интересно, она училась в джексоновском государственном университете, изучая Маршала МакЛюена, то есть науку «массовых коммуникаций», «масс медия», собираясь стать телевизионной постановщицей. Результатом стала её короткометражка «Джаз приходит в Джексон».
Встреча с ударником Элвином Филдером перевернула мир Кассандры – она открыла для себя би-боп и вошла в состав комбо Филдера «Improvisational Arts Quartet». С этого момента Уилсон выступает в клубах Арканзаса (в Литл-Роке, к примеру) со своими собственными песнями. В 1981 году она выходит замуж за саксофониста Кидда Джордона и переезжает на родину джаза в Новый Орлеан.

Cassandra Wilson - Darkness on the Delta

«Darkness on the Delta», «Когда темнота опускается на дельту Миссисипи, мое сердце легко; когда тьма опускается на дельту, позволь мне поудобнее устроиться в убежище ночи. Хлопковые поля окружают меня; рыбы поют чуть слышно и нежно, Боже, как мне повезло, быть там, где катятся мутные воды Миссисипи…».
Песня Ливингстона и Саймса; Кассандра Уилсон – вокал; фортепьянный аккомпанемент – «Бугалу» Эймса. 2002 год, «Blue Note».

В Саратове и Ростове, Челябинске и Томске, в Питере и на Камчатке – вы слушает еженедельное свингующее «Время Джаза». Из мирного космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Cassandra Wilson - Chelsea Bridge

«Chelsea Bridge», «Мост Челси», та самая третья знаменитая пьеса Билли Стрейхорна. На этот раз Кассандра Уилсон превращает пьесу в чистый вокализ, голос превращается в духовой инструмент.
Род Уильямс – рояль; Реджи Уашингтон – контрабас и Марк Джонсон – ударные. Запись сделана в конце 1990 года в Бруклине, Нью-Йорк. Это второй диск «Стандартов» Кассандры Уилсон.
Чью версию она вокализировала? Свою, конечно… Но может быть по следам Гиллеспи и Эллингтона? Пеппэр Эдамса? Или (скорее всего) Маллигана и Уебстера?

Mulligan & Webster - Chelsea Bridge

«Chelsea Bridge», тот самый, что через Темзу. Кстати, Билли Стрейхорн ошибочно назвал мост «Челси». На картине Тёрнера, которая его вдохновила, был
Battersea Bridge – так же лондонский через Темзу.
Бен Уебстер играл на тенор-саксофоне; Джерри Маллиган на баритоне; Джимми Роулес – рояль; Лирой Виннегэр – контрабас и Мел Льюис – ударные. Запись сделана в ноябре 1959 года в Лос-Анджелесе.

Музыкальный критик Гари Гиддинс назвал ее, цитирую, «певицей одаренной неподражаемым тембром и музыкальной атакой, расширяющей её поле действия», лично мне кажется, что с атакой в последних записях не густо, зато идет перебор с электронным ауканьем и эхо эффектами. Вспоминается уход Дейвиса, Кориа, Хэнкока и оных в электронное звучание…

Вот ее диск «Coming Forth by Day», несомненно, великолепный, но где почти хриплая блюзовая Кассандра с речки Пэрл? Из штата Миссисипи, родины джаза?

Cassandra Wilson - I'll Be Seeing You – 6:10 (Cassandra Wilson - Coming Forth By Day – Legacy)

«I'll Be Seeing You», «Ты мне видишься повсюду, везде, где нас запомнило мое сердце…» «I'll Be Seeing You» была написана для бродвейского мюзикла «Right This Way», который, увы, выдержал лишь 15 представлений.

Кассандра поет в мире эхо-эффектов. Джо Коухёрд – рояль и эхо; Кэвин Брайт – атмосферическая гитара (которая, по сути, электронный прибор, ничем не похожий на гитару!). Эрик Горфайн – скрипка и эхо; Мартин Кэйси – контрабас и Томас Уайдлер – ударные и эхо.

Шедевр не только Сэмми Фейна, музыка, и Ирвинга Кэйхэла, но и Билли Холидей, которая записала, вне сомнения, самую лучшую версию. Ей, Билли Холидей, и посвятила свой последний CD Кассандра Уилсон, собрав на нем 11 песен, которые часто и с густой меланхолией исполняла Леди Дей.

Billie Holiday - I'll Be Seeing You – 3:28 (Billie Holiday - I'll Be Seeing You – Commodore)

Билли с ее волчащимся голосом, дабы освежить память, вспомнить о джазе его лучших времен…«I'll Be Seeing You» - это то, как оно было на самом деле. БиллиХолидей, которой аккомпанировал оркестр Эдди Хейвуда. Этот винил был записан 1-го апреля 1944 года, в Нью-Йорке.

Финишная прямая «Времени Джаза». Вы можете слушать нас с сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.


Cassandra Wilson - If Loving You Is Wrong

«If Loving You Is Wrong» - «Если любить тебя – неправильно, нехорошо, тогда я и не хочу быть правильной, если это означает – быть без тебя. Я предпочитаю неправильную жизнь, даже если твои предки скажут, что это позор, что это бесчестье… Мне наплевать на то, что говорят люди покуда я с тобой…» Песня Бэнкса, Хэмптона и Джексона.
Кассандра Уилсон – вокал и гитара; Фабрицион Скотти – вторая гитара; Реджиналд Вил – контрабас; Грегуар Маре – гармоника; Терри Лайн Каррингтон – ударные. Декабрь 2002 года, Нью-Йорк.
Уилсон в совершенстве владеет своим подвижным глубоким голосом. Она способна взлететь до фальцета и спуститься до настоящего баса. Но она и расширяет голос вовнутрь, в собственные глубины. Она исполняет не только джазовые стандарты и свои собственные песни, но и Битлз, Вилли Диксона, Лемона Джефферсона или Джейкоба Дилана.

Я назвал стиль самовыражения Кассандры Уилсон постмодернистским, потому, что она включила в свой репертуар все родственные джазу течения и все периферийные. При этом, иногда отдаляясь, но все же, не покидая территорию джаза.

Cassandra Wilson – Autumn Nocturne – 4:59 (Cassandra Wilson – Blue Skies – JMT)

"Autumn Nocturne", "Осенний Ноктюрн" – музыка Джозефа Мироу, родившегося в царской России в 1910 году; слова Джеймса "Кима" Гэннона. Кассандра Уилсон – вокал. Мальгрю Миллер – рояль; Лонни Плаксико – контрабас и Терри Лайн Каррингтон – ударные. Февраль 1988 года, Нью-Йорк.

"Когда осень поет свою колыбельную
И зеленые листья превращаются в золото,
Я вспоминаю прошлогодний сентябрь,
Когда мы сказали друг другу goodbye,
Шепча, что мы встретимся вновь,
Когда новая осень покатится по холмам…"

Продолжение и окончание этой песни еще более великолепны и, что редко, без этой липкой сентиментальности, что прилипает к словам авторов Аллеи Оловянных Кастрюль, что твой новенький шарф к свежеокрашенной двери…

Вот тут-то мы и распрощаемся. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» - Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До встречи на нашей волне или на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, удачной недели. Чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG